Вопрос:
Уважаемый рав, не могли бы вы более подробно разъяснить концепцию «мужчины с женской душой» и «женщины с мужской душой»? Каковы причины возникновения такого феномена согласно каббалистической традиции?
Ответ:
В каббалистических источниках, в частности в книге «Шаар агильгулим» Аризаля (Врата реинкарнаций, введение 9), упоминается концепция перевоплощения душ между мужчинами и женщинами. Согласно этому, душа мужчины может переродиться в теле женщины, и наоборот.
Хотя женщины считаются более духовно совершенными, как отмечает Маараль (Драша аль аТора), и получают большую награду за свои поступки, как говорится в Талмуде (Брахот 17а), Аризаль (там же) утверждает, что для женской души воплощение в мужском теле является возвышением, поскольку это дает душе особую возможность для духовного роста через исполнение дополнительных заповедей. Такое перевоплощение, по мнению Аризаля, происходит благодаря определенным заслугам души. С другой стороны, переход мужской души в женское тело рассматривается как понижение, поскольку женщины обязаны исполнять меньше заповедей. Аризаль связывает это с последствиями каких-то прегрешений.
Аризаль приводит примеры перевоплощения душ между полами. Так, душа мужчины Хевер аКини воплотилась в женщине Хане (Аризаль отмечает, что наличие мужской души у Ханы стало причиной ее проблем с деторождением). В качестве обратного примера — душа женщины Яэль перевоплотилась в мужчине Эли (рав Шмуэль Виталь объясняет, что именно поэтому Эли, обладавший женской душой, был призван молиться о даровании потомства Хане).
Важно отметить, что с точки зрения еврейского закона (алахи) пол человека определяется исключительно его физическим телом, независимо от природы его души.
Однако существует интересное исключение в отношении запрета находиться с непокрытыми цицит или тфилин вблизи могил (Шулхан Арух, Орах Хаим 23:2). Некоторые раввинские авторитеты (см. Шоне Алахот) распространяют этот запрет даже на могилы женщин и несовершеннолетних, допуская возможность, что в них могла быть душа взрослого мужчины. Это единственный случай, когда учитывается возможное несоответствие пола души и тела, поскольку речь идет о душе захороненного.