«Эти будут стоять на горе Гризим, чтобы благословлять народ» (Дварим 27:12).
В нашей недельной главе упоминаются благословения, которые дарует Творец послушным Его голосу и следующим Его заповедям, а также проклятия непокорным. Эти благословения и проклятия Тора упоминает уже в начале главы Ръэ: «Смотри, Я даю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение – при условии, что вы будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего, которые Я заповедую вам сегодня. И проклятие, если не будете внимать заповедям Г-спода, Б-га вашего…»
Обратим внимание на различие в формулировках: о благословениях сказано «при условии, что…», а о проклятиях – «если не будете…»
Маѓараль объясняет: благословения Творец дает еврейскому народу немедленно, но с условием их продолжения, пока народ внимает голосу Б-га. Проклятие же вступает в силу только при непослушании.
Причина этого различия в том, что Его желание – даровать человечеству благо, поэтому Творец дает его сразу. В этом цель всех заповедей – дать человечеству возможность через труд обрести истинное благо, как сказано (Дварим, 12:28): «Соблюдай и слушай всё, что Я заповедую тебе, чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовеки».
Более того, в этом же смысл проклятий и наказаний Торы: они предохраняют еврея от греха, отдаляющего его от истинного блага. Если же он согрешил, наказание служит очищением от греха и побуждением к раскаянию. Как говорит царь Шломо в книге Мишлей (3:12): «Наказания Г-сподне, сын мой, не отвергай…, ибо кого любит Г-сподь, того наказывает…»
Виленский Гаон комментирует: «Обычно только отец наказывает сына, видя, что тот идет неверным путем. Даже если сын не прислушивается к наставлениям, отец не оставляет его, а продолжает наказывать, пока тот не оставит ошибочный путь».
Важно отметить, что еще одна цель наказаний – очистить человека от грехов, которыми он запятнал свою душу. Это очищение происходит через процесс, который в еврейской традиции называется «йисурим» – страдания или испытания. Согласно этой концепции, каждый грех оставляет духовный след на душе человека, и наказание служит средством удаления этого следа.