Вопрос:
В недельной главе Торы описывается борьба Яакова. Возникает вопрос: с кем именно он борется — с Богом или с человеком? Если в тексте говорится о борьбе с человеком, то почему Яаков получает имя Израиль? Как следует понимать этот эпизод?
Ответ:
Наши мудрецы, в частности Мидраш «Берешит Рабба» (77:3), объясняют, что Яаков боролся не с обычным человеком, а с духовной сущностью — ангелом, представлявшим силу Эсава. Каждый народ и каждый человек, как учили мудрецы, имеют своего «духовного покровителя», или ангела, который в какой-то мере олицетворяет его духовную природу и жизненную миссию. В данном случае ангел Эсава, по мнению ряда мидрашей (напр. Мидраш Танхума), был никем иным, как Самаэлем — духовной силой нечистоты, стремившейся погубить Яакова.
Почему Творец устроил такую встречу? Эта борьба была не просто физической схваткой — она символизировала духовную войну, проверку духовной стойкости Яакова и его способности устоять перед силами, пытающимися затмить свет служения Всевышнему. Яаков сумел не только выстоять, но и победить. Более того, он принудил ангела благословить его. Тем самым Яаков утвердил своё право на первородство (которое он получил от Эсава) и показал, что даже на духовном уровне силы, представляющие Эсава, были вынуждены признать это право. Эта победа засвидетельствовала: никакая сила, даже самая тёмная, не сможет окончательно помешать потомкам Яакова — народу Израиля — служить Всевышнему.
Что касается вопроса Яакова об имени ангела и отказа последнего открыть его, то Рамбан (комментируя данный отрывок) объясняет: знание имени ангела не принесло бы Яакову никакой пользы. Ангелы — всего лишь посредники, выполняющие волю Всевышнего; не они дают силу или спасение. Они не способны действовать по своему произволу, поэтому и нет смысла призывать их, надеясь на помощь. Сила спасения и благословения принадлежит только Б-гу.
Когда ангел говорит Яакову: «Отныне твоё имя будет Исраэль, поскольку ты боролся с Элоѓим и с людьми и одолел» (Берешит 32:29), в понимании некоторых комментаторов, таких как Радак, Бхор Шор и Рабейну Бехайе, под словом «Элоѓим» здесь подразумеваются ангелы, — ведь в Танахе это слово может указывать не только на Всевышнего, но и на духовных посланников. По их мнению, фраза означает: «Ты противостоял ангельской силе и сумел её преодолеть». Тем самым новое имя Исраэль указывает на духовное величие Яакова: он стал тем, кто способен стойко удержаться на своём пути к Б-гу и выйти победителем из любых испытаний — как от людей, так и от ангельских сил.