«Елей, выбитый из маслин, для освещения» (27:20).
Вот что мы учим из текста Коэлет Раба (7:18): «Если человек учил и преподавал, соблюдал и исполнял, но не поддерживал Тору материально, он попадает в категорию тех, о ком сказано: «Проклят тот, кто не исполнит слова этой Торы, чтобы сделать их»». Да спасет нас Милосердный! Святой, благословен Он, удостоил меня основать семь колелей для лучших среди учащихся и трудиться ради их поддержания, а также и другим евреям помочь стать теми, кто поддерживает Тору. Однако это не было простой и легкой задачей. До сих пор остаются евреи, не понимающие, почему молодые и здоровые люди, главы многодетных семей, трудятся над Торой, а не идут зарабатывать деньги.
Как-то я сидел в доме одного состоятельного еврея, и он сказал мне: «Смотри, я в буквальном смысле слова исполняю написанное: «В поте лица своего будешь есть хлеб, в унынии будешь есть от нее всю свою жизнь». И слава Б -гу, мне всего хватает. Но объясни, почему я должен отдавать свои деньги, ради которых так тяжело трудился, тому, кто изучает Тору, а сам не трудится и не работает. Если убедишь меня, не поскуплюсь». Что ж, нет проблем, для этого я и пришел. Говорю ему: «Послушай же одну историю…» Это хороший рассказ из личного опыта. Он помогает расплавить все преграды и пробить все стены. И я начал рассказывать.
Город был завален фальшивыми купюрами. Полиция взялась за дело, провела расследование и выяснила, что место, где печатают фальшивые деньги, находится в подвале дома на такой-то улице. Полицейские ворвались в дом и в подвале нашли печатный станок и образцы купюр, сырьевую бумагу и уже отпечатанные экземпляры. Задержали хозяина дома, бедного учителя, который стал возмущаться: он хотел заработать немного денег и сдал подвал в аренду, он не знал, что там творилось, и в подделке денег не участвовал. Ему, естественно, не поверили: как правило, что находится во владении человека, то ему и принадлежит. Его привели в суд за подделку, обман и причинение большого ущерба экономике страны. Обвиняющий требовал смертного приговора. Адвокат вызвал подсудимого на место свидетелей: – Чем Вы зарабатываете себе на жизнь? – Я преподаю, – сказал тот. – Объясните уважаемому суду, в чем суть вашей работы. – Я ищу учеников, собираю их в группы по семь-восемь человек, а потому обучаю их с утра и до восьми вечера, делая перерыв только на два часа в середине дня. – Десять часов в день, – отметил адвокат, – и сколько Вы зарабатываете? – А сколько можно требовать от бедных родителей, у которых, слава Б -гу, по семь-десять детей? Получаю половину динара в неделю. – И на это вы живете? – удивился адвокат, – так можно и с голоду умереть! – Думаете, я живу на эти деньги? Мне ведь не все платят, у некоторых накапливаются долги передо мной. – А работа тяжелая? – поинтересовался адвокат. – Такого врагу не пожелаешь! Вы хоть представляете, как трудно заставлять детей сидеть в течении десяти часов, и так каждый день? Да еще при этом давать им знания, обучать. А родители потом проверяют их и высказывают мне свое недовольство. Если не соответствуешь их ожиданиям, у тебя сложится плохая репутация, и в будущем учеников уже не найдешь.
Адвокат обратился к судьям: «Если бы это подпольное предприятие принадлежало ему, и он печатал купюры в таком количестве, разве он трудился бы так и тратил бы свое время ради столь низкой зарплаты?»
Учителя оправдали. Это был случай из реальной жизни. Что Вы о нем думаете?
«Интересно», – сказал мой собеседник.
Я продолжал. Спросил его: «Если бы у Вас в подвале был такой печатный станок, причем законный, или если бы Вы нашли в подвале месторождение алмазов, Вы бы работали учителем?»
«Конечно, нет, – ответил он, – зачем? Ради ничтожной зарплаты?» Он засмеялся: «Прежде всего, у меня не было бы свободного времени, я не прекращал бы добывать алмазы».
«Верно, – говорю, – а теперь поймите, что Вы и есть этот учитель, который весь день трудится, чтобы собрать ничтожные деньги. А эти, изучающие Тору, добывают алмазы! Причем не только для себя, а для всего народа Израиля. Ведь не будь Торы, небо и земля не устояли бы, как сказано (Ирмияу, 33:25): «Если бы не завет Мой днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я» (Недарим, 32а). И еще сказано (Мишлей, 8:11): «Мудрость лучше жемчуга, все драгоценности не сравнятся с ней» – ни драгоценные камни, ни жемчуг (Иерушалми, Пеа 1:1). А Вы спрашиваете, почему они не вылезают из подвала? Почему не прекращают добывать алмазы и не становятся учителями? Я и Вам предлагаю партнерство по добыче алмазов».
Он согласился и сделал щедрое пожертвование. Но важнее другое – у каждого еврея есть в подвале «месторождение алмазов», жаль только, что не все его используют.
Если же кто-то всё-таки вынужден работать ради пропитания, пусть хотя бы постарается сделать изучение Торы постоянным, а работу – кратковременным занятием, и добыть столько «алмазов», сколько возможно.
В книге «Ктав Софер» написано, что отец автора, написавший книгу «Хатам Софер», в начале нашей недельной главы нашел следующее указание: «А ты прикажи сынам Израиля, и пусть возьмут тебе чистый елей, выбитый из маслин, для освещения, для постоянного поддержания пламени свечи». Раши комментирует: «Выбитый для освещения, а не для приношений в Храм». В Гмаре (Бава Батра, 25б) говорится, что желающий стать мудрее должен во время молитвы быть обращен к югу, поскольку с южной стороны стоял светильник в Храме. А желающий разбогатеть пусть повернется к северу, так как там стоял стол. Значит, светильник и свечи в нем указывают наТору, а стол с хлебами приношения – на богатство и пропитание. На это Тора намекает словом «выбитый» – пусть человек не щадит себя и трудится ради «светильника», ради света Торы. Пусть сделает свой труд над ней постоянным занятием. «А не выбитый для приношений» – на заработок пусть не тратит много времени. Тогда и в том, и в другом его ждет успех (Ве-игадта).