Географическое положение
Шило (ивр. שִׁילֹה, Шило; лат. Silo) — древний священный город в Земле Израиля, где на протяжении длительного периода находился Мишкан (Скиния, переносной Храм). Он располагался в уделе колена Эфраима, в горах Эфраима, к северу от Бейт-Эля, к востоку от дороги, ведущей от Бейт-Эля в Шхем, и к югу от Левоны (Книга Шофтим 21:19). Благодаря своему стратегическому географическому положению Шило служил важным межплеменным центром древнего Израиля.
Религиозное и политическое значение
Шило был центром духовной и политической жизни древнего Израиля, поскольку там находилась Мишкан с Ковчегом Завета — главной святыней еврейского народа. В 2502 году от сотворения мира (1258 г. до н.э.), после завоевания Земли Израиля и ее разделения между коленами, сыны Израиля установили Мишкан в Шило (Книга Йеошуа 18:1). Они построили каменное здание без крыши и накрыли его полотнищами Мишкана. Согласно традиции, это строение просуществовало 369 лет (трактат Звахим 119а). В Мишне перечислены некоторые галахические различия между святостью Шило и святостью Йерушалаима (трактат Мегила 9:2).
Исторические события
- Во времена Йеошуа бин Нуна сыны Израиля собрались в Шило, где был брошен жребий для разделения наследия между семью коленами, которые еще не получили уделы (Йеошуа 18:1).
- После раздела Земли Израиля сыны Израиля снова собрались в Шило, чтобы выступить против своих братьев за Ярденом из-за строительства большого жертвенника у реки (Йеошуа 22:12).
- Хана молилась в Шило о сыне и посвятила будущего ребенка служению Всевышнему. Этим ребенком стал пророк Шмуэль, который вырос в Скинии в Шило и был помощником первосвященника Эли (Шмуэль I, 1-3).
Расцвет и падение Шило
Расцвет Шило, вероятно, пришелся на время служения первосвященника Эли. В этот период в Шило приходили паломники даже из отдаленных мест Земли Израиля (Шмуэль I, 2:14). В конце жизни Эли сыны Израиля вышли на войну с плиштим (филистимлянами). Израильтяне проиграли сражение, сыновья Эли погибли, а Ковчег Завета был захвачен врагом. Эли умер в Шило, узнав о падении Ковчега Завета в руки плиштим в битве при Эвен-а-Эзер (Шмуэль I, 4).
В Танахе не рассказывается подробно о судьбе Шило после этих событий, но, по-видимому, разрушение города было значительным. Пророк Ирмеяу предсказал посетителям Иерусалимского Храма: «Пойдите же на место Мое в Шило, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Исраэля» (Ирмеяу 7:12).
Разрушение серьезно повлияло на важный религиозный и политический центр в Шило. Мудрецы Талмуда объясняли: «Почему был разрушен Шило? Из-за двух вещей: разврата и пренебрежения святынями» (трактат Йома 9а).
После Шило
После падения Шило сыны Израиля построили новое святилище в Нове. Во времена царя Шломо из Шило вышел пророк по имени Ахия а-Шилони, который предсказал разделение царства и воцарение Йеровама бен Невата.