Вопрос:
Шалом! Я прочитал Ваш ответ про свинью, и у меня возник следующий вопрос: я слышал, что с приходом Мошиаха свинья станет кошерной. Так ли это? И если да, то как после стольких веков «особого» отношения к ней люди смогут ее есть? С уважением, Олег.
Ответ:
Уважаемый Олег,
Действительно, в мидраше Ваикра Рабба (13) говорится, что в будущем свинья станет кошерным животным. Более того, в мидраше Шохар Тов (146) приводится мнение, согласно которому все некошерные животные станут кошерными.
Среди авторитетных знатоков Торы существуют разногласия относительно того, следует ли понимать этот мидраш буквально.
Из слов Ор а-Хаим (Ваикра 11, 3) видно, что он трактует этот мидраш буквально. В соответствии с таким пониманием, свинья будет отрыгивать жвачку, то есть приобретёт все признаки кошерного животного (отрыгание жвачки и раздвоенные копыта). Однако Рабейну Бехаей (Ваикра 11, 4—7) интерпретирует этот мидраш иначе, в переносном смысле. Он объясняет, что мудрецы намекают на то, что царство Эдома, духовно связанное с этим животным, в конце концов перестанет препятствовать евреям и причинять им зло, а, напротив, поможет в строительстве Третьего Храма. Рейканати (в комментарии на главу Тецавэ) и Шла (Толдот Адам, Бейт Давид) объясняют эти слова мудрецов на уровне Каббалы.
В любом случае, несомненно, этот мидраш указывает на то, что не существует абсолютного зла. Зло необходимо лишь для того, чтобы предоставить человеку в этом мире возможность выбора и, таким образом, сделать возможным вознаграждение за правильный выбор. Но в будущем, когда потребность во зле отпадет, оно превратится в добро. Мы испытываем неприязнь ко злу, потому что оно является злом и мешает нам приблизиться к Творцу. Но если зло перестанет быть злом и впредь не будет препятствовать нашему сближению с Творцом, у нас не будет причин питать к нему неприязнь (и это даже после стольких веков «особого» отношения к нему).