«А ты прикажи»
Шмот (27:20)
Есть нечто общее между главой Тецаве и свитком Эстер (Мегила). Фактически, глава Тецаве представляет из себя длинную последовательность повелений, сделанных Моше и касающихся одежд коэнов и утверждения Аарона и его сыновей в должностях. А также даются повеления о постоянных жертвах и воскурении благовоний. И на протяжении всей главы имя Моше Рабейну не упомянуто ни одного раза!
Мегила – это тоже запутанное и чудесное повествование, сотканное рукой Творца. Оно начинается с убийства царицы Вашти, которое проложило путь к воцарению на трон Эстер. Далее следует заговор Бигтана и Тереша, что можно оценить как «предварение болезни лекарством». Потом потрясение от постановления Амана и раскаяние среди евреев, последовавшее за этим. В итоге Мегила завершается великим спасением и добровольным и радостным принятием Торы.
Рука Творца заметна на протяжении всего этого повествования в Мегиле, однако Его Имя не появляется в ней ни разу!
Как такое можно объяснить? Видимо, разгадка ожидает нас в истории из Гмары (Йевамот, 96). Раби Йоханан услышал, что его ученик раби Элазар высказал закон (Алаху), услышанный от него, не сославшись при этом на его имя. Раби Йоханан рассердился. Его пытались уговорить, чтобы он простил раби Элазара: «Все ведь знают, что учение раби Йеошуа бин Нуна исходит из уст Моше Рабейну. И так же все знают, что учение раби Элазара исходит от тебя».
То же самое и с нашей главой Тецаве. Все знают, что изготовление одежд для коэнов и их помазание, всё сооружение Скинии – это приказы Моше от Б -га. И нет необходимости называть его по имени. И в этом же заключен великий, открывающийся нам принцип свитка Эстер. Обычно чудесами мы считаем что-то невероятное – прямое вмешательство Творца в процессы творения. Но в Мегиле нет таких чудес. Всё движется по законам природы и всё равно направляется свыше рукой Мастера. Кто знает об этом, тот видит руку Б -га во всех событиях и действиях. А значит, необязательно упоминать Его – ведь ничего не совершается без Его управления и влияния.