Введение
В недельной главе Торы «Бехукотай» (Ваикра 26:31-33) содержится пророчество о судьбе Земли Израиля в отсутствие еврейского народа:
«И сделаю города ваши пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших. И опустошу Я землю, и изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами, и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены».
Великий комментатор Торы Рамбан (Нахманид) писал, что это является добрым знаком для евреев в изгнании и доказательством того, что Всевышний вернет еврейский народ в Эрец-Исраэль. Вот что пишет Рамбан:
«Пророчество о том, что в отсутствие народа Израиля страна будет пустынной, — добрый знак для всех евреев, находящихся в рассеянии. Это говорит о том, что страна не примет никого другого, и убедительно доказывает, что намерение Б-га вернуть еврейский народ в Эрец-Исраэль будет исполнено. Ибо не найти во всем мире хорошей и обширной страны, густонаселенной в прошлом, которая остается в запустении несмотря на то, что многие народы пытались ее прибрать к рукам. Ничего у них не получилось [в Эрец-Исраэль]: никого не приняла страна после нашего ухода».
Завоеватели Земли Израиля
После разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. и изгнания евреев римлянами, Эрец-Исраэль переходила из рук в руки между различными завоевателями:
- До IV века — римляне
- IV-VII века — Византия
- С 640 г. — Арабский халифат, затем египтяне
- 1099-1187 гг. — крестоносцы
- 1187-1516 гг. — египетские мамлюки
- 1516-1917 гг. — Османская империя
- С 1917 г. — Британский мандат
Однако ни один из этих народов не смог надолго закрепиться в стране и создать здесь постоянное государство. Страна оставалась малонаселенной и приходила в запустение.
Свидетельства путешественников
Путешественники, посещавшие Землю Израиля в Средние века и Новое время, оставили красноречивые описания царившего здесь запустения.
Рамбан в 1267 г. писал: «Что я могу рассказать об этой стране? Она пустынна и запущенна. Самые святые места в ней подверглись, как правило, наибольшим разрушениям».
Французский востоковед К. Вольней в конце XVIII в. писал о разбое, тирании и нищете, царивших в стране, и задавался вопросом: «Что стало с этой страной изобилия и бурной деятельности? … В чем причина проклятья Небес, тяготеющего над нею?»
Русский дипломат К. Базили в XIX в. отмечал почти полное отсутствие промышленности, упадок сельского хозяйства и ужасающую коррупцию.
Писатель Марк Твен, посетивший Палестину в 1867 году, так описывал увиденное: «Унылая, безлюдная страна, о которой можно сказать словами Священного Писания, что она сидит во прахе и пепле. На всем ее просторе встретишь лишь сорную траву, колючки и чертополох. Исчезли и камня на камне не оставили от тех величественных городов, где кипела жизнь, где люди веселились и наслаждались пороками, и не сохранилось никакого следа от великолепных дворцов и языческих храмов».
Страна без собственного народа
Евреи были единственным народом, для которого Эрец-Исраэль была родиной. После их изгнания страна превратилась в перевалочный пункт для завоевателей, но ни один народ не смог здесь укорениться. Даже арабы, господствовавшие 7 веков, не создали особой «палестинской» нации. Турки за 4 века правления лишь разграбили страну и исчезли, не оставив следа.
Заключение
Судьба Земли Израиля в отсутствие евреев — поистине удивительное исполнение библейского пророчества. Богатейшая и цветущая в древности страна на протяжении 19 веков оставалась малонаселенной и приходила в запустение, отвергая всех пришельцев. Это доказывает верность слов Торы и пророков о неразрывной связи еврейского народа с его землей.
В Талмуде (Сангедрин 98а) сказано: «Сказал рабби Абба: Нет более явного знамения конца [изгнания], чем сказанное [пророком Йехезкелем]: «А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои будете приносить народу Моему, Израилю»». Возвращение евреев в свою страну и ее расцвет под их руками — верный признак приближающегося избавления.