В современном мире, где подозрения и недоверие кажутся нормой, многие ищут пути к гармонии и взаимопониманию. Эта статья призвана вдохновить вас мудростью Аарона, Великого Первосвященника, чья жизнь была посвящена стремлению к миру и пониманию между людьми. Открывая страницы этого текста, вы найдете ключи к преодолению недоверия и научитесь видеть в каждом человеке не потенциального врага, а возможность для диалога и сближения.
Для того чтобы глубже раскрыть эту важную тему, давайте обратимся к мудрости Торы. В недельной главе Тецаве описываются одежды коенов — священнослужителей в Иерусалимском Храме. Среди прочих одеяний Тора повелевает сделать особый нагрудник с урим и туммим — священными камнями, лежащими на сердце первосвященника Аарона. Эти камни Тора называет «судом»: «да несет Аарон суд сынов Израиля на сердце своем пред Г-сподом постоянно».
Аарон любил мир и стремился к миру. И он мог принимать каждого человека таким, какой он есть, – потому, что каждому стремился найти оправдание. Слова «да несет Аарон суд сынов Израиля на сердце пред Г-сподом» можно понять так, – пишет Ревид а-заав, – что Аарон будет терпеливо сносить в сердце своем недостойное поведение сынов Израиля, стремясь оправдать их перед Творцом.
И вот, рав Ицхак Айзик Рот, родственник ребе из Цанза, отличался умением находить любому еврею оправдание. Он никогда не говорил о них дурного, и однажды благодаря этому своему качеству в буквальном смысле спас жизнь одному из них.
Его дом напоминал постоялый двор, где гости получали горячую пищу и при нужде – ночлег.
Как-то перед Рош а-Шана в его дверь постучал молодой еврей, который дезертировал из русской армии, и попросил убежища. Это, конечно, грозило большой опасностью: если придут и отыщут его в доме, то хозяина обвинят в пособничестве. Но раби Айзик не привык расспрашивать гостей об их делах; и хотя в тот момент свободного места у него не было, он не отказал дезертиру и уложил его в задней части дома на соломенную подстилку.
И вот, наутро в доме был большой переполох – оказалось, что многие ценные вещи украдены… Дом обчистили, а главное – вместе с вещами пропал и тот молодой еврей… Члены семьи были уверены, что он и есть вор: в ту ночь он все у них высмотрел – и рано утром исчез!
Хотели вызвать полицию, – но раби Айзик упорно отказывался: он не был убежден, что гость этот – вор. Хотя тот и был похож на нищего и несомненно нуждался в деньгах, – раби Айзик отказался от подозрений и решил не выдавать его.
Прошло восемь месяцев, и случилось так, что полиция задержала одного из соседей раби Айзика. И вот, в тюрьме, он подслушал беседу воров, которые рассказывали, как ограбили дом раби Айзика. Сосед тотчас сообщил об этом полицейскому следователю, и очень быстро открылось, что именно эти воры виновны в краже.
Услышав это, раби Айзик обрадовался от всей души. И сказал своим родным: «Смотрите, как важно воздерживаться от подозрений в адрес ближнего без самых серьезных оснований! И как велика возложенная на нас обязанность изо всех сил искать оправдание каждому еврею, – даже если внешне кажется, что он виновен!»
И не зря ведь сказано в Торе: «Возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра, 19:18), – ведь из естественной любви к себе человек, что бы он ни натворил, всегда находит для себя тысячу оправданий! Так пусть он находит их и для ближнего, – если только тебе важна и дорога ясно выраженная в Торе воля нашего Творца…
«Возлюби», даже если лично этого еврея ты не очень любишь, – и преодолей свое естественное желание обвинить его! И слова эти – «Возлюби…» – следуют в стихе за повелением: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего»! Подавляй в себе эти естественные побуждения, покоряясь воле Всевышнего! Любви Его к нашему народу и каждому человеку из него, и желанию Его, чтобы и мы точно так же друг друга любили… Неси на сердце груз любви этой, как Аарон – нагрудник свой с двенадцатью камнями…