Вопрос:
Уважаемый раввин, я прочитала Ваш ответ о том, что понятие мамзера существует и у неевреев. Хотелось бы уточнить: в чем конкретно проявляется духовный изъян у мамзеров?
Ответ:
Как мы видим из приведенных примеров, такое происхождение порождает в человеке склонность к греху и развивает отрицательные качества характера. Показательно свидетельство Раши об этом (комментарий на Берешит 36:24): будучи мамзером, Ана первым нарушил естественный порядок творения, скрестив осла с кобылой для выведения мулов, тем самым привнеся искажение в мир.
Однако важно отметить, что, конечно же, у каждого есть свобода выбора, и мамзер, несмотря на то что у него испорченная душа и в нем есть стремление к греху, может побороть это стремление. Вот что сказано в трактате Гораёт (13а): «Мамзер, который является мудрецом Торы, предпочтительнее первосвященника-невежды». Этим наши мудрецы подчеркивают, что через изучение Торы и работу над собой даже человек со статусом мамзера может преодолеть свою природную склонность к нарушению порядка.