«И сказал Он: Я проведу пред лицом твоим все благость Мою и провозглашу по имени: «Г-сподь пред тобою!»; и помилую, кого помиловать Мне, и пожалею, кого пожалеть Мне».
(Шмот 33:19)
Евреи поклонились золотому тельцу, и Моше Рабейну упросил Всевышнего спасти их в заслугу праотцев. Раши объясняет, что Моше не только удалось добиться согласия Создателя на его просьбу, но и, к тому же, он нашел милость в глазах Творца.
Творец сказал Моше, что раскроет для него один из величайших секретов мироздания: «Ты помолился мне в заслугу праотцев, потому что посчитал, что эта заслуга является самой большой на земле. Знай же, что если евреи грешат и заслуг праотцев недостаточно, чтобы спасти их, существуют иной способ. Научи евреев взывать к Тринадцати Атрибутам милости Всевышнего. Если они упомянут Мое милосердие, они получат ответ».
Раши нелегко понять. Б-г учит Моше «механизму» обращения к Всевышнему, тому, как спастись евреям тогда, когда ситуация выглядит отчаянно безнадежной. Очевидно, что речь идет об одном из поворотных событий в нашей истории, когда еврейский народ пал так низко, что даже заслуг праотцев оказалось недостаточно, чтобы спасти их. Если еврейских молитв не хватает и даже заслуги праотцев исчерпали себя, как тогда простое произнесение тринадцати слов может изменить приговор?
Как работает молитва?
Ответ на этот вопрос заключается в понимании «механизма работы» молитвы.
С объективной точки зрения один из простых вопросов, который человек может себе задать: зачем молиться?
– Я верю, что Б-г милосерднее любого из Его творений. Я осознаю, что Б-г любит меня в десять тысяч раз больше, чем в состоянии любить человек, и что Б-г хочет для меня только лучшего. Так зачем же мне молиться? Если то, о чем я прошу, хорошо для меня, то Б-г дал бы мне это и так. Если же Он не дал этого, значит, мне это не нужно. А если это так, зачем молиться?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что существуют разные «целеполагания» молитв, каждая из которых представляет собой отдельный «механизм», с помощью которого она работает.
Устройство для роста
Первое целеполагание молитвы – это «устройство для роста». В процессе молитвы я меняюсь. Взывая к своему Создателю, я достигаю нового уровня понимания и мировоззрения, и молитва превращает меня в другого человека. До того как я помолился, я, возможно, не заслуживал того, о чем просил. Но теперь, после долгих месяцев мольбы, упрашиваний и заклинаний, я изменился. Человек, которым я был до начала молитвенного процесса, не заслуживал того, о чем он просил, но, благодаря молитве, я духовно вырос и теперь заслуживаю удовлетворения своей просьбы.
Это первое целеполагание молитвы, когда молитва меняет меня.
Второе целеполагание молитвы
Существует вторая цель молитвы.
Б-г создал этот мир с помощью атрибутов Дин (справедливость) и Рахамим (милосердие), согласующихся друг с другом. Справедливость необходима. Справедливость – это истина. Однако она очень требовательна. Истина не оставляет места для ошибки, не допускает снисходительности и существования неудачных поступков и дней.
Ты ответственен за свои действия. Если бы миром управляло только качество суда, немногие люди, если среди них вообще нашелся кто-то, выжили бы. Милосердие смягчает справедливость. Надо учитывать множество факторов и причин: и происхождение человека, и испытания, через которые он прошел и проходит. И справедливость, и милосердие уравновешивают друг друга.
Б-г создал человека и поместил его в мир, где разные стремления тянут его в противоположные направления. Жизнь – это жестокая битва, где каждая схватка специально подобрана для испытания конкретного человека.
Каждое жизненное событие таит в себе опасность. Человеку так просто и так естественно поскользнуться, и оступиться. Это возникает почти неизбежно. По этой причине, Б-г, в своей бесконечной милости, создал безотказное мироустройство. Если все остальное не сработало и отказало, потяни за этот рычажок – и ты будешь в безопасности.
Этот механизм целеполагания не основан на изменении человека во время молитвы или обращении к заслугам других. Он напоминает аварийную кнопку, которая круто меняет систему оценки действий человека. Она переключает с качества суда на качество милосердия. Я не изменился, мои действия не изменились – но критерий оценки моих действий изменился.
Видимо, в этом и заключается ответ на наш вопрос. Как будто Творец говорит Моше:
– Если когда-нибудь случится такое, что еврейский народ упадет безнадёжно низко, когда даже заслуг праотцев будет недостаточно, чтобы спасти их, Я хочу, чтобы ты знал: существует иная система оценки поступков людей. Она не основана на их действиях или заслугах других. Она держится на милосердии Всевышнего. Произнеси эти слова, и критерий оценки событий и поступков переключится со строгой справедливости на милосердие.
Понимание «механизма работы молитвы» необходимо для нас, чтобы оценить ее роль и влияние, и то, насколько молитва может воздействовать на наши жизни и жизни тех, кто дорог нам.