Отличие праздника Шавуот от других праздников
Нельзя не заметить, что праздник Шавуот отличается от других праздников тем, что, Тора не сообщает нам какой-то определенной даты для этого праздника: в Торе лишь сказано, что, начиная со дня, следующего после завершения праздника Песах, нужно отсчитать семь полных недель, и вот, на пятидесятый день, – канун праздника Шавуот.
Есть еще одна черта, которая отличает Шавуот от других праздников: Шавуот – это единственный день, когда приносят общинное мирное жертвоприношение.
Жених и невеста
Почему празднику Шавуот свойственны эти черты?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, приведем следующее утверждение: Шир-ѓа Ширим (Песнь Песней), в ее простом понимании, говорит о взаимоотношениях между молодым человеком, возлюбленным, и его невестой, любимой; эти взаимоотношения представляют аллегорию связи между еврейским народом и Творцом.
Из этого мы учим, что, помимо подчинения еврейского народа (в роли подданного) Творцу как Господину, между нами есть и иные отношения, подобные расположению любящего мужа и его любимой жены.
А пророк Ошеа (2, 18) говорит от имени Творца, что придут дни, когда наш народ не будет называть Г-спода Господином, а – назовет Его мужем. Из этого мы можем выучить, что такая связь с Творцом не только возможна, но и предпочтительна.
Как это понять?
Как понять, что между нашим народом и Творцом возможны отношения, подобные благорасположению мужа и жены?
Дело в том, что мужа и жену объединяют общие ценности, общие желания, общие стремления в жизни.
Когда наш народ понимает, к чему Творец ведет весь мир, осознает величайшую справедливость этого замысла и желает его воплощения, выполняя заповеди Творца, – это подобно тому, как жена от всего сердца разделяет мечты, стремления и заботы ее мужа.
Когда произошла свадьба?
И тут нужно понять: если возможны отношения между нашим народом и Творцом, как между мужем и женой, когда же между ними произошло свадебное бракосочетание?
Мишна в трактате Таанит (26 б) поможет нам получить ответ на этот вопрос: в ней сказано, что время дарования Торы является как бы свадьбой между Творцом и еврейским народом –– следовательно, хупа была поставлена во время дарования Торы.
Подобное мы видим и в словах Раши – в его комментарии на главу Итро (18, 17). Здесь Раши приводит, обращаясь к словам мудрецов, сравнение: во время дарования Торы Творец как бы вышел навстречу нашему народу подобно тому, как жених выходит, встречая свою невесту.
Почему Шавуот — день свадьбы?
Почему же именно во время дарования Торы мы стали как бы «женой» Творца?
Творец открывает нам Его великий замысел в Торе. И, изучая Тору, мы можем понять Его и ответить Ему великой взаимностью.
Именно поэтому день дарования Торы считается «днем свадьбы».
И именно поэтому, относительно праздника Шавуот, Тора не сообщает нам точной даты – это для нас намек на то, что подготовка к празднику Шавуот зависит во многом и от нас (подобно тому, как подготовка к свадьбе зависит от невесты).
Святая книга Зоѓар поясняет: этот подсчет подобен тому, как женщина после ритуально нечистых дней готовится ждать семь чистых дней, чтобы стать разрешенной мужу.
Вышесказанное поможет нам понять, почему именно в этот день приносят общественные мирные жертвы: дело в том, что мирная жертва – это приношение, у которого есть часть для всех – для жертвенника (как был для Творца), для коэнов и для тех, кто принес это жертвоприношение.