«И дочь коэна – если будет замужем за чужаком… и дочь коэна – если овдовеет или разведется, а детей нет у нее …» (Ваикра, 22, 12-13)
Из того, что слова «И дочь коэна – если будет замужем за чужаком» примыкают в Торе к словам «и дочь коэна – если овдовеет или разведется, а детей нет у нее …», учат наши мудрецы, что Тора намекает: «дочери коэна непристало выходить замуж за еврея не из колена Леви» (Псахим, 49 а), который в соответствии с ее статусом «чужак» для нее. Гмара задает вопрос: почему же, если так, Раби Йоханан сказал: «Кто желает разбогатеть, пусть прилепится к потомкам Аарона». Разрешает Гмара противоречие следующим образом: действительно, еврей, который не является коеном –неподходящая пара для дочери коэна, но если дочь коэна выходит замуж за мудреца Торы, то этот брак, наоборот, принесет благословение.
Эти слова Гмары непонятны: что из того, что ее муж — мудрец Торы, ведь он не коэн, и о таком союзе как раз и написано «если дочь коэна выйдет замуж за чужака»?
И еще трудность: почему ученость в Торе в сочетании со священством приводит к богатству? Действительно, мы находим в словах мудрецов, что изучение Торы приносит материальное благословение, как, к примеру, сказано в трактате Авода Зара (19 б): «Об этом написано в Торе, дважды повторено у пророков и трижды в писании: каждый, занимающийся Торой, — успешны и имущественные дела его». Но о том, что священство само по себе приводит благословение на имущество, нигде не написано.
Для прояснения этих вопросов приведем слова рава Хаима из Воложина (Руах а-Хаим, 3, 3), объясняющие суть жертвоприношений: каждая вещь в этом мире состоит из двух основ: материальной и духовной – пишет он. Когда возлагает коэн жертву на огонь жертвенника, спускающегося с Небес, удаляется все плохое и жертва становится полностью хороша. Рав Хаим пишет, что так и мудрец Торы – все, чем он пользуется в этом мире при изучении Торы, исправляет и освящает этот мир. Это и уподобляет, по его словам, служение мудреца Торы служению коэна. Слова Рава Хаима из Воложина отвечают на вопрос, который мы приводили выше: что из того, что муж дочери коэна мудрец Торы, ведь он не годится для нее? Однако теперь в этом вопросе нет трудности, поскольку мы увидели, что есть большое сходство и связь между служением коэна и служением мудреца Торы. И так мы видим, что пророк Шмуэль (2 8, 18) называет мудреца «коэном», как сказано: «… а сыновья царя Давида – коэны». Несомненно, они не были коенами (ведь Давид был из колена Еуда), они были мудрецами Торы (см. Недарим, 62 а).
И теперь нетрудно понять, почему священство в соединении с изучением Торы становится причиной для богатства: потому что служение мудреца Торы заключается в том, что он освящает этот мир, и если так, то должно быть в его владении, что освящать, чтобы была у него возможность выполнять свое служение.