«И рассердился Яаков, и стал ссориться с Лаваном, и ответил Яаков, и сказал Лавану».
Берешит (31:36)
Когда Яаков обращается к Лавану, об этом рассказывается повторяющимися, но разными словами. От жестких слов «рассердился, ссорился» Писание переходит к мягким «ответил, сказал».
Раби Хаим Хадад видит в этом «чудесное явление». Сначала возгорелся гнев Яакова на Лавана, который на этот раз перешел все границы.
Яаков уже почти готов был с яростью обрушиться на него. Но он тотчас преодолел себя и совладал с гневом, перешел от жесткой речи к спокойной, поэтому он говорит далее: «В чем преступление мое и грех мой, что ты преследуешь меня?»
Наш праотец Яаков учит нас тому, что жесткая речь ни к чему не приводит, и что «речи мудрецов в спокойствии слышны». Царь Шломо уже сказал об этом: «Долготерпеливый лучше сильного, а владеющий духом своим – захватывающего город» (Мишлей, 16:32).
В Мидраше (Ваикра Раба, 33:1) рассказывается, как однажды раби Йеуда а-Наси пригласил учеников на трапезу. Он велел положить перед ними на тарелки мягкие языки, хорошо сваренные, и жесткие, которые варились недостаточно долго. Он увидел, что ученики выбирают мягкие языки, оставляя в стороне жесткие. Тогда он обратился к ним и сказал: «Взгляните на то, что вы делаете. Как выбрали вы мягкие языки, а жесткие отложили в сторону, так и когда разговариваете друг с другом,
выбирайте мягкий язык, а жесткий откладывайте». Всегда важно помнить изречение: не будь правым в споре, а будь мудрым – из-за уступок никто не проигрывает.