«И перед Элазаром-коэном пусть предстоит» (27:21).
Моше Рабейну попросил у Всевышнего поставить человека над общиной, преданного лидера, который поведет народ путями справедливости и который придется по духу каждому. А Всевышний, Б-г духов, велел взять Йеошуа бен Нуна, самого способного и достойного для этого. Велел возложить на него руки, передав ему от своего величия, и лицо Йеошуа засияло. Затем Б-г повелел: «И перед Элазаром-коэном пусть предстоит… по его слову пусть выходят и по его слову приходят».
Моше Рабейну так и сделал. «И взял Йеошуа, и поставил его перед Элазаром-коэном». Как говорит Гмара (Санедрин 49 б), статус Йеошуа был как у царя. Но даже царь подчиняется коэну, его духовному авторитету. Мудрец предшествует царю Израиля, поскольку царь представляет народ, а мудрец представляет Б-га. Поэтому у царя должен быть маленький свиток Торы, от которого он не отходит, и на него накладываются определенные ограничения. Когда он кланяется в начале молитвы, ему нужно оставаться в склоненной позе до ее завершения. Ведь он обязан признавать верховенство духовности над грубой силой, которую представляет сам.
Все сказанное обязывает каждого человека в отдельности. Все мы – «цари» в нашей частной жизни, направляемой нашим рассудком.
«Каждый является царем в доме своем» (Авот раби Натана 28:3). Мы должны отдавать место во главе «коэну», то есть духовности – урокам Торы, жизни по Торе. Наши мудрецы говорят: «Ханох шил ботинки, и с каждым движением иглой он соединял Святого, благословен Он, с Его Шхиной» (Мидраш Талпийот, Ханох).
Рав Деслер объясняет слова мидраша следующим образом: «Я слышал от имени нашего учителя раби Исраэля из Саланта, что речь не идет о том, что во время шитья Ханох был поглощен мыслями о высшем. Это запрещено по закону – как можно отвлекать разум на постороннее, когда занимаешься работой, на которую тебя наняли? Но суть совершаемых единений – это утвердить в мыслях и в сердце во время каждого движения иглой, чтобы ботинки получились хорошими и крепкими, и чтобы радовали того, кто обует их… чтобы уберечься от всякой крупицы зла, и чтобы ложь и обман не коснулись его, и он не взял бы за свою работу больше положенного».
Объясним это с помощью удивительной притчи раби Йерухама из Мира.
Реувен и Шимон оказались вечером в чужом городе, в котором у них не было знакомых. У обоих были мешки с вещами, и они должны были добраться до местной гостиницы, чтобы прилечь отдохнуть и приготовиться к завтрашнему дню.
Реувен стоял в растерянности на станции поезда, вознося глаза к небесам и не зная, куда податься. Внезапно, словно свет среди мрака, перед ним появился добродушный еврей, протягивающий руки в приветствии. Он обратился к нему с широкой улыбкой, говоря на святом языке, и дал ему понять, что ему можно доверять.
Оказалось, что этот человек был извозчиком. Он с любовью предложил Реувену свои услуги. Одной рукой размещая вещи гостя в телеге, извозчик стал объяснять Реувену секреты этого места – поведение и манеры жителей города и разные маленькие детали, которые ему нужны. Путь к гостинице оказался полезным и приятным, а по прибытии извозчик попрощался с ним с рукопожатием и улыбкой, оставляя в сердце Реувена чувство теплоты и уверенности.
Шимону тоже повезло, и к нему также подошел местный извозчик. Но его мысли и планы были иными. Мысленно этот извозчик видел перед собой легкую добычу – гостя, которому неведомы местные обычаи, – и он решил использовать его наивность. Без улыбок и рукопожатий извозчик подошел к усталому и растерянному Шимону и предложил свои услуги. Шимон согласился и с трудом ухитрился положить свои мешки на телегу, пока извозчик стоял в стороне и никак не помогал. Путь прошел хмуро и в молчании. Они ехали до самой отдаленной гостиницы, чтобы извозчик мог взять наибольшую сумму за свои услуги. Когда приехали, извозчик снова угрюмо посмотрел на своего клиента и стал торопить его слезать с повозки. Большая сумма за долгую и утомительную поездку была уплачена, а в сердце Шимона остались обеспокоенности и уныние.
Раби Йерухам объясняет. Оба извозчика занимаются одной профессией, но между ними есть существенное различие. Первый весь день творит милосердие, с любовью помогая нуждающимся. Этот еврей зарабатывает своим ремеслом, берет деньги за услуги, но он всецело предан служению Б-гу, правильным образом соединяя материальное и духовное. Его дело – не в том, чтобы брать у других, а в том, чтобы давать им и делать для них добро.
В отличие от него, второй извозчик был занят только тем, чтобы брать у других, предоставлять услуги и наживаться на этом. Он тоже «работающий человек» – он работал ради денег, но не служил Всевышнему.
Ханох «ходил с Б-гом» в том, что во всей своей работе думал, как бы сделать добро людям, покупающим у него ботинки. С каждым движением иглой он думал: «Как бы мне сделать ботинки наилучшим образом? Самые крепкие, самые качественные, самые удобные». Работа над изготовлением ботинков у Ханоха была пронизана служением Б-гу и крепкой связью с Ним, через искреннее желание, мысль и вложение сил в то, чтобы сделать как можно лучше покупателям обуви. Таково качественное соединение между работой, которая кажется материальной, и духовным миром.
В мире бизнеса есть поговорка: «Бывают торговцы, превращающие в золото любой песок, к которому притронутся, а бывают такие, кто превращает в песок любое золото».
Наши мудрецы учат, что мы можем превратить все свои поступки в золото. Любой человек, каким бы он ни был, будь то адвокат или врач, торговец, продавец мобильных телефонов или продуктов, может работать, только чтобы получать зарплату, – подписать договор с работодателем и выполнять ежедневные задачи. Но он также способен превратить рабочий день в день, полный заповедей, милосердия, внимания к покупателям и клиентам, помощи ближнему – и все это лишь благодаря капельке желания сделать добро евреям. Дарить комплименты, улыбаться, постараться сделать больше, чем то, что требует должность. Так можно превратить материальный песок в духовное золото.