Нужно говорить только такие вещи, к которым, по всей видимости, твой ближний прислушается.
Источник:
«Подобно тому, как существует заповедь сказать такую вещь, к которой, по всей видимости, люди прислушаются, существует заповедь не говорить такую вещь, к которой они не прислушается»
(Талмуд, трактат Йевамот, 65 б).
Следует говорить спокойно и учтиво.
Источник:
«Слова мудрых, когда они будут сказаны спокойно, будут услышаны».
(Коэлет, 9:17)
Следует относиться к тому, кому делают замечания, как к мудрому человеку.
Источник:
«В каждом человеке скрывается мудрый и глупец – весь вопрос в том, к кому из них мы будем обращаться. Если относиться к другому как к мудрому человеку и сказать ему, что такому мудрецу не подобает подобное поведение, он примет эту критику; если же говорить с ним унизительно, дать ему понять, что он грешник и глупец, он не примет эту критику и возненавидит критикующего».
(Шла, рабби Йешаяу Гурви)
Следует делать замечания наедине, не прилюдно.
Источник:
«Тот, кто порицает своего ближнего за проступок по отношению к другому человеку или за преступление перед Всевышним, должен делать это наедине с ближним…»
(Рамбам)
Нужно объяснить ближнему, что ты делаешь замечания только для его блага.
Источник:
«Тот, кто порицает своего ближнего… должен… объяснить ему, что делает это только для его блага».
(Рамбам)
До того, как сделать замечание, нужно хорошо обдумать слова, чтобы не обидеть его.
Источник:
«Когда человек начинает порицать ближнего, то не должен говорить с ним резко, чтобы не унизить его»
(Рамбам)
Следует не ограничиваться упреком, а сказать, как исправить испорченное.
Источник:
«Мудрец (не ограничивается упреком), а указывает, как исправить и излечить болезнь души».
(Виленский Гаон)