Прощающему простят (книга)
Святые евреи, облаченные в белое, в посте и молитве предстоят босиком перед Г -сподом прощения. Они произносят: «Согрешили мы пред Тобой, смилуйся над нами». Добрый и творящий добро, Он знает всё тайное, побеждает грехи, облекается праведностью.
В чем смысл такой просьбы? Если уж согрешили, как это оправдывает просьбу о прощении и уклонение от наказания? «У Б -га Всесильного милосердие и прощение, ибо согрешили перед Ним. У Б -га Всесильного милосердие и прощение, ибо взбунтовались против Него. Не возлагай на нас грех, который по глупости мы совершили. Согрешили, Твердыня наша, прости нас, Создатель наш». Мы сами-то понимаем то, что произносим? У Б -га должно быть для нас милосердие, потому что мы согрешили?! И за это Он смилостивится над нами? Что мы хотим этим сказать? Мы стоим на суде, а у нас на устах странная просьба: «Не вступай с нами в суд, ибо не оправдается перед Тобой ничто живое». В чем смысл? Мы хотим отменить день суда, отодвинуть Йом Кипур?
Конечно же, нет. Суд совершится, хотим мы того или нет. Всевышний не уступает даже на кончик буквы Йуд. «Каждый, кто говорит, что Святой, благословен Он, уступчив, – лишится жизни» (Бава Кама, 50а). Чего же тогда мы просим? Ответ прост. Бывает суровый и беспощадный суд, а бывает любящий суд, который считается с подсудимым и склоняет чаши весов к милосердию.
Вот вам пример. Это гипотетический пример, и мы надеемся, что такого не было в действительности.
Один еврей был загружен работой, он трудился просто до изнеможения. Поднимался и спускался, бегал и возвращался, обслуживал клиентов и упаковывал товары. Вдруг он взглянул на часы и содрогнулся – время Минхи прошло, а он не помолился. В Йом Кипур его поступки будут рассмотрены: свет и сияние, радостные шабаты и праздники, он создал великолепный еврейский дом, дал детям религиозное воспитание, торговал честно, «да» для него означало да, а «нет» – нет. Вечером, несмотря на усталость, он шел слушать урок по Гмаре. Поистине, «Израиль, в котором прославлюсь!» И вдруг – мрак и ужас! Пропущенная молитва Минха. Ангелы и серафимы содрогаются: Какая неблагодарность! Он не предстал перед Творцом, чтобы благодарить за свою жизнь и просить о ней. Он был занят… своими несчастными копейками! Стыд и позор, рожденный женщиной, слепленный из глины – и у него есть занятия важнее молитвы?! Каков будет его приговор? Ого!
Но душа человека просит: «Не вступай с нами в суд» – прояви силу милосердия. Склони весы к чаше оправдания. Пойми меня, я всего лишь человек, со слабостями и заботами, мелочами и проблемами. Понять – значит, простить. Пожалуйста, Ты ведь добрый и прощающий, жалостливый и милосердный!
Он просит, говоря языком наших мудрецов, чтобы Всевышний встал с трона суда и пересел на трон милосердия. Если это всего лишь просьба, возможно, на нее будет ответ, а возможно, и нет.
Однако мы способны “запустить” силу милосердия. Мы можем сделать так, чтобы Всевышний пересел на трон милосердия, чтобы Он не судил нас строго, и отнесся к нам снисходительно.
Как? Наши мудрецы указали путь, как достичь этого: «К каждому, кто милосерден к людям, проявляют милосердие с Небес». Когда я прошу, чтобы свыше поняли меня и оправдали, меня спрашивают: «А сам ты пробовал понять других, когда просишь об этом для себя? Сам ты оправдывал их, если хочешь, чтобы так поступали с тобой? Ты извинял и прощал, делал добро и помогал? У тебя была ссора с таким-то, ты спорил с ним, уверенный в своей правоте. Быть может. Но ведь и он уверен, что прав. Пробовал ли ты задуматься над происходящим с его точки зрения, понять его? И, как ты сам сказал «понять – значит, простить», – пытался ли ты простить его?»
Йом Кипур уже близок. У нас осталось мало времени, чтобы пересмотреть все несущественные счеты с нашими друзьями и недругами, понять другую сторону, отказаться от претензий и очиститься от накопленной злости. Тогда мы сможем предстать перед судом и сказать: «Не возлагай на нас грех», заслужив хороший и сладкий год. Ведь «всякому, кто уступчив в своих качествах, прощают преступления».
Приведем отрывок из книги «Моах ве-Лев» о раби Хаиме Шмулевиче, главе ешивы Мир. Во время Шестидневной войны вся ешива, а с ней и соседи из округи, собралась в подземном бункере, расположенном под зданием ешивы.
Иорданская артиллерия засыпала Иерусалим градом металла, и в здании ешивы были бреши от прямых попаданий снарядов. Стены задрожали, и в бункере закричали: «Услышь, Израиль, Б -г Всесильный!»
О чем же кричали сидящие в бункере? «Владыка мира! Мы в твоих руках, сделай что-нибудь…»
Раби Хаим запомнил эти напряженные моменты ужаса и сказал: «Думаете, это и было тем, что спасло нас? Нет! Нас спасло нечто совсем иное…
Недалеко от меня сидела женщина, она жила рядом с ешивой и осталась без мужа. За двадцать лет до этого муж бросил ее, не дав развода. Вы, конечно же, можете представить, какой печальной была ее жизнь».
Через интонацию в голосе раби Хаима можно было ощутить горечь этой одинокой женщины. Она была прачкой, ей приходилось стирать грязную одежду чужих людей. Ведь муж, который прежде содержал семью, бросил ее.
Она-то и спасла нас! С того места, где я сидел, я услышал ее голос: «Владыка мира! Я прощаю своего мужа». Поверьте, ей было, за что прощать. Когда я
это услышал, то понял, что мы спасены! Фактически, она сказала следующее: «Если я способна простить, значит, и Ты можешь». Она спасла других. А мы, прощая других, спасем хотя бы себя и свои семьи. Если открыть в сердце новую страницу в отношениях с ближними, то и для нас на небе откроется новая страница. В этом и состоит наша просьба!