«Разве человек дерево полевое, чтобы уйти от тебя в осаду?» (20:19)
Когда мы берем в осаду город, чтобы его захватить, а вокруг города растут плодовые деревья, их запрещено уничтожать. Тора даже аргументирует этот запрет, говоря: «Разве дерево – твой враг?» Или, говоря языком Писания: «Разве человек дерево полевое, чтобы уйти от тебя в осаду?»
В Торе в качестве примера приводится фруктовое дерево, и наши мудрецы учат из этого, что запрещено уничтожать любую вещь, имеющую ценность. «Нас предупреждают, чтобы не разбрасываться деньгами впустую, даже одной мелкой монетой», – пишет рабейну Йона. «Таков путь праведных… они не теряют даже горчичное зерно в мире, и им горько от всякой пропажи и разрушения, какое они видят. Если могут – они спасают любую вещь от разрушения», – написано в Книге Воспитания.
В чем смысл этой заповеди?
В Книге Воспитания сказано: «Чтобы приучить нашу душу любить добро и пользу и приближаться к ним». Интересно отметить, что именно в этом повелении автор данной книги находит главное различие между праведником и грешником, между добром и злом. Праведные «любят мир и рады благополучию людей. Иное дело – грешники, братья демонов-вредителей, они радуются разрушению мира и портят его».
Заповедь, которая кажется всего лишь частной деталью, превращается в глазах наших мудрецов в центральную ось человеческого бытия. Каким образом?
Расскажем об этом подробнее, и тогда перед нашим взором откроется целый мир. «У всего народа Израиля есть доля в будущем мире» – в нашем народе есть более или менее праведные люди. За каждый поступок придется держать ответ. Существуют наказания, есть ад, и конечно же, есть возможность раскаяться. Но в конце концов, после всех очищений и исправлений мы унаследуем всё благо. «Все праведники, навсегда наследуют землю» (Ишаяу, 60:21).
Унаследуем райский сад навечно. Все? Нет, не все. «Категория насмешников не принимает лик Господа. Творец ограждает Себя от них, отстраняется от них. Поясним: термин «категория насмешников» указывает на того, кто является насмешником по сути своей, кто относится к этому виду, а не тот, кто время от времени впадает в легкомыслие. Насмешник – хуже самого отъявленного злодея, так как ему не помогают очищения. Ужасно, поразительно! Кто же тогда такой насмешник, как его узнать?
Рабейну Йона, один из наших величайших ранних учителей, перечислил разные виды насмешничества: «Есть те, кто насмехается над людьми, поскольку презирает их в сердце из-за недостатка их постижений». Он умный и насмехается над теми, кто глупее него. «Есть те, кто всё время смеется над словами и действиями, отдаляя пользу от действий» (Шаарей Тшува, врата 3:175).
Несомненно, насмешничество – это слабость и искривление. Но что в нем такого страшного, из-за чего подверженный ему не принимает лик Г -спода?
Раби Йерухам, один из глубочайших людей в прошлом поколении, проанализировал суть, центральную точку этого явления: «Размышляющий над словами рабейну Йоны увидит, что корень насмешничества – в обесценивании вещей и в том, чтобы не придавать им значения». Насмешник – это тот, кто пренебрегает. И не потому, что не видит, что важно, а что нет, где главное, а где второстепенное. Ведь у него есть и глаза, и сердце. Но в нем присутствует сила насмешничества, способность отстраняться от всех своих познаний и насмехаться над всем. Для этого есть меткое выражение «легкомыслие» (буквально: легкость головы). Голова вроде бы имеется, но она похожа на баллон с гелием, который парит в воздухе и смеется над силой тяготения.
Рабейну Йона пишет: «Это качество привело человека к неверию, когда он начал насмехаться над заповедями».
Есть хорошая поговорка: «Одна насмешка отводит сто упреков». Человек увещевает других и произносит слова, идущие из сердца. Публика чувствует солидарность, волнуется, понимает свои ошибки, решает изменить свое поведение, улучшить поступки. И тогда один человек из аудитории, каким бы ни был он глупым, произносит шутку. И всё улетучивается, словно ничего и не было. Все старания пропадают даром, увещеватель может спускаться с трибуны. Больше его никто не слушает. Настолько это разрушительная и роковая сила.