«Если по законам Моим будете идти и заповеди Мои соблюдать».
Ваикра (26:3)
Реувен понял, что пора положить этому конец. Мышь, которая бегала по его дому в течение уже долгого периода, в последнее время активизировалась еще больше. Этой ночью он просто обязан ее поймать. Но именно сейчас у него закончился сыр…
В мгновенном озарении он подошел к мышеловке, положил в нее картинку с сыром, вкусным и соблазнительным, и стал ждать, что будет.
На следующее утро он пошел проверять, попалась ли мышь, и увидел, что мышеловка и в самом деле захлопнулась. Видимо, мышь наступала на нее. Он присмотрелся к железным прутьям ловушки и к своему удивлению обнаружил там картинку с мышью.
Любой успех требует усилий. Некоторые спрашивают, зачем нужно «трудиться над Торой». Почему нельзя изучать ее в легком и расслабленном состоянии? Но в том-то и дело, что суть нашего мира – это труд. Человек создан в «мире» «труда» (оба слова в иврите состоят из одних и тех же букв). Чтобы достигать результатов, необходимо стараться. Обычный человек не может освободить себя от труда, как сказано (Иов 5:7): «Ибо человек для труда рожден». Адам был проклят словами: «В поте лица своего будешь есть хлеб» (Берешит 3:19).
Можно сделать важное наблюдение, глядя на Швейцарию – страну, в которой почти нет творческих людей, влияющих на мировую культуру, несмотря на то что жизнь в ней благополучна. Как раз те страны, что привыкли к войнам и трудностям, взращивают у себя духовных людей, философов, ученых и изобретателей. Нужно ли далеко ходить? Народ Израиля уже привык к страданиям, но даже при своей маленькой численности он дарит миру ученых и духовных деятелей во много раз больше, чем любой другой народ.
Изучение Торы ничем не отличается. По ступеням Торы невозможно подниматься без труда и усилий. Если уж изучающий профессию не может достичь совершенства в ней, пока проявляет легкомыслие на уроках и экзаменах, то тем более это верно для изучающих Тору – в их деле не будет успеха без усилий и напряжения.
Этот принцип можно выучить также из различия между мацой и обычным хлебом. Приготовление мацы требует большого труда и усилий, тогда как хлеб испечь несложно. При этом тонкая маца долгое время остается съедобной, а хлеб быстро покрывается плесенью. Если учеба идет легко, изученное быстро забывается.
Слова «в поте лица своего будешь есть хлеб» объясняет каббалист раби Яаков Абухацера: чтобы достичь Торы, которая подобна хлебу (как сказано «Идите, ешьте хлеб Мой»), нужно вспотеть, то есть приложить все усилия.
Однажды раби Абухацера пришел в свою ешиву посреди холодных зимних дней и увидел, что ученики пребывают в смятении из-за трудного места в Тосафот, не зная, как его понять.
Когда они увидели раби Яакова, их глаза засияли, и они обратились с просьбой объяснить им трудное место. Хотели включить для него обогреватель, поскольку холод пробирал до костей, но раби Яаков отказался и стал погружаться в глубины Тосафот.
Они стали терпеливо ждать – к их удивлению, учитель достал из кармана платок и вытер со лба пот, выступивший от напряженных усилий. Спустя десять минут он оторвал голову от книги и сказал ученикам, что в тексте Тосафот издатели допустили ошибку, и что там не хватает нескольких слов. Вместе с ними текст становится понятен.
Один из учащихся поспешил в большую библиотеку города, где хранилась Гмара в более точных изданиях. Он проверил Тосафот и обнаружил в точности то, о чем сказал рав.
История о раби Ицхаке Хай-Тайбе. Однажды он проходил по улице и увидел, как его соседка, жена господина Яакова Слойра, одного из богачей общины, горько плакала. Он удивился и поинтересовался причиной слез. Она ответила, что она бездетна, и что прошло уже много лет со времени их свадьбы. Теперь ее муж хочет взять себе еще одну жену, чтобы та родила ему детей. А ей горько и больно принимать у себя в доме «соперницу».
В раби пробудилось милосердие – горе плачущей женщины растрогало его доброе сердце. Он обратился к ней и сказал: «Не бойся. Скажи мужу, чтобы подождал еще год. Обещаю – через год ты уже будешь обнимать сына!»
Слезы женщины быстро высохли, а в глазах появился свет. Она поспешила известить об этом мужа, а он, поскольку имел веру в слова мудрецов и знал о святости раби Ицхака, согласился дождаться, пока благословение праведника сбудется.
И как же велика была его радость, когда после столь долгих лет ожиданий у них родился сын. Вся община собралась на трапезу в честь его обрезания, а во главе ее – раввин города, раби Йеошуа Басис. Посланник из страны Израиля, собиравший пожертвования, гаон раби Моше Сузин, впоследствии назначенный на пост в Ришон ле-Цион, также был приглашен.
Все уже было готово, и приглашенные сидели в ожидании. Начало трапезы задерживалось, и раби Сузин спросил: «Кого еще мы ждем?»
«К нам должен прийти раби Ицхак-Хай», — ответили ему. «Уже и раби Йеошуа здесь, все собрались. Кто такой этот раби Ицхак-Хай?»
Внезапно дверь открылась, и все с почтением встали. Вошел человек в изношенной одежде и сандалиях с заплатками. Раби Йеошуа Басис подал знак раби Сузину, чтобы тот подвинулся, освободив место. Раби Ицхак-Хай уселся, благословил и выпил рюмку «Лехаим». Затем он слегка задремал после усердной работы над Торой, пока все столпились вокруг него в ожидании. Его обувь, грязная от дорожной пыли, испачкала красивую скатерть.
Посланник из Израиля удивился и был недоволен. Не зная, с кем имеет дело, он потянулся, чтоб сдвинуть ноги рава на пол, но ему поспешно помешали, схватив за руки.
Спустя несколько минут, раби Ицхак проснулся, ибо такова была его привычка – дремать несколько минут и возвращаться к учебе. Он начал беседовать с раби Йеошуа на тему глубокого раздела Талмуда, и с обеих сторон полетели искры и языки пламени.
Остальные присутствовавшие мудрецы старались следить за их беседой, но в итоге потеряли нить, оставив этих двоих самим плавать в море Талмуда и на его могучих волнах.
Посланник из Израиля, который и сам был хорошо образован в Торе, также утомился от попыток понять рассуждение. Ему стало не по себе, и он вышел во двор. Там он воскликнул: «Владыка мира! Молю, открой мне врата мудрости, понимания и знания, как двоим этим мудрецам, чтобы и я мог участвовать с ними в обсуждении Торы. Если же нет, забери душу мою, ибо для меня лучше смерть, чем такая жизнь». Успокоившись, он вернулся в дом. Внезапно раби Ицхак-Хай поднял глаза на него и сказал: «Ты молился неправильно. Знай, что старания и усилия – это главное. Наши мудрецы говорили: «Трудился и не нашел – не верь» (Мегила 6 а). Если будешь, как мы, трудиться над Торой, врата понимания раскроются». Посланник был поражен столь явному проявлению духа святости. Он наклонился, очистил обувь раби Ицхака от грязи и поцеловал. Затем эти комья земли он повесил себе на шею вместо талисмана.