Еврейская скромность вовсе не означает ложной стеснительности и принижения своих талантов и достижений. От еврея ожидают трезвой оценки своих возможностей и осознания того, что его способности, таланты и достижения подарены ему Создателем. В противном случае, если такого осознания нет, успешность может вполне уживаться с заносчивостью, высокомерием и даже надменностью. Талантливый и умный человек, лишенный скромности, будет озабочен не делом, а утверждением собственной значимости в глазах других людей.
Отсутствие скромности — это тяжкий порок, в то время как истинное величие дается лишь тому, кто обладает и большими достижениями, и скромностью в единстве.
Следовательно, сознание своей одаренности становится не поводом для гордыни, а стимулом для роста ответственности. Наши мудрецы прекрасно понимали эту закономерность, Не случайно они говорили, что Тора открывается только скромным и кротким духом.Рав Яаков Каменецкий и рав Шнеур Котлер готовились войти в главный зал заседания организации Агуда. Рав Шнеур направился к боковому входу, но Рав Яаков, известный прежде своей исключительной скромностью, неожиданно настоял на парадном входе и предложил войти через центральные двери.
– Наши жены находятся здесь, – объяснил он. – Весь год они уступают другим то время, которое должно принадлежать им. Так пусть хотя бы сегодня они получат удовольствие от уважения, которое предназначено их мужьям, и увидят своими глазами, как все поднимутся, чтобы выразить свои чувства и оказать нам почет.Рав Хаим Шмулевиц попросил своего родственника отправить письмо пожилому другу рава, который находился в доме престарелых. Родственник был удивлен, увидев на обратной стороне конверта подпись «Рав Хаим Шмулевиц».
Обыкновенно рав Хаим не признавал никаких своих титулов.
Рав Хаим объяснил ему, что пожилой друг был большим мудрецом, которому, скорее всего, не оказывали в доме престарелых должного почета.
– Возможно, если в доме престарелых увидят титул рава на обратной стороне конверта, моего друга станут уважать больше.
Хафец Хаим ехал на поезде, и все хотели хотя бы одним глазком посмотреть на знаменитого праведника. На каждой остановке поезда стояли в ожидании толпы евреев.
Первые несколько остановок Хофец Хаим не выходил из вагона на платформу. Рав Меир Шапиро, который сопровождал его в поездке, подошел к мудрецу.
– Почему вы не выходите встречать людей?
– Они хотят оказать мне почет, и я боюсь, что загоржусь от этого.
– И что такого плохого в небольшой гордыне? – спросил рав Меир.
Хафец Хаим удивленно посмотрел на него.
– Что плохого в гордыне?! Гордыня – это грех! А за каждый грех человек будет гореть в аду!
– То есть вы хотите сказать, что из-за возможного дискомфорта, ожидаемого в аду, вы готовы лишить евреев радости видеть вас?
Хафец Хаим согласился со словами рава Меира, хотя тот и был вдвое моложе его.
На следующей остановке он вышел на платформу к народу.Когда в Великобритании подняли на рассмотрение вопрос о запрете шхиты, рав Йехезкель Абрамский был вызван в суд для дачи показаний. Он пришел в зал заседаний и ознакомил собравшихся с тем, что говорит Тора о правилах забоя животных, о законах шхиты.
Когда он закончил свой рассказ о шхите, судья сказал присутствующим:
– Мне бы хотелось услышать мнение главного галахического авторита.
– Я и есть главный галахический авторитет, – возразил рав Йехезкель Абрамский.
– Рав, пожалуйста, немного скромности!
– Прошу прощения, Ваша честь, но я под присягой.
Комментарий
Анава (качество скромности) не означает отрицания своих талантов и достижений. Наоборот, человек обязан осознавать, чего он в состоянии достичь и чего ожидают от него. Анава означает понимание того, что все таланты и достижения человека пришли к нему от Б-га.
Отрывок из книги «Double Impact»