Много говорится о брит миле, но давайте постараемся исследовать подоплеку этой особой заповеди, которая по сути своей укрепляет идентичность еврея. И, хотя много случаев ассимиляции, брит мила, к счастью, по-прежнему почитается в многих кругах.
Всегда разумно вернуться к корням. В Торе об обрезании говорится уже в начале книги Берешит: «И сказал Всесильный Аврааму: “Ты же соблюдай союз мой, ты и потомство твое после тебя”» (17:9). Из этого стиха ясно, что обрезание — это религиозное действие, а не медицинская процедура. И конечно, сказанное не означает, что заповедь эта возлагается только на Авраама и его детей – ясно, что она относится ко всем поколениям. Ничего нам здесь не сказано и о гигиенических соображениях. Сугубо религиозное предписание – союз с Богом.
Никакого обрезания у девочек
«Вот союз Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина»
(там же, 17:10).
В пяти предложениях Торы (17:9-14) трижды подчеркивается, что нужно обрезать только мальчиков. И это дает основание с полной уверенностью утверждать, что отсутствует какой-либо умысел обрезать также и девочек.
Талмуд говорит о женщинах, что они уже «считаются обрезанными», и какая-то особая брит мила им абсолютно не нужна, более того, строго запрещена.
Различные установки
Обрезание не может быть символическим действием, о чем уже упоминалось. Написано предельно ясно: «Вы обрезайте вашу крайнюю плоть, и будет это знаком союза между Мною и между вами» (17:11).
Вообще обрезание мальчиков никоим образом нельзя сравнивать с обрезанием девочек. Обрезание девочки служит подавлению физического удовольствия. Обрезание мальчиков не умаляет чувство удовольствия.
Отложить, пока подрастет?
«Восьми дней от роду да будет обрезан у вас каждый мужчина во всех поколениях ваших…»
(17:12).
Многие спрашивают, не можем ли мы подождать с брит милой до тех пор, пока ребенок вырастет и сможет сам решить, нужно ли ему это. Было бы, однако, бессердечно, откладывать обрезание столь долго, пока ребенок будет вынужден сознательно переживать болевые ощущения из-за обрезания. Кроме того, нельзя забывать и сбрасывать со счетов, что на восьмой день уровень коагуляции крови самый высокий.
Если еврейских родителей и обвиняют в игнорировании прав ребенка, то здесь уже проблема, связанная с основными правами человека. С одной стороны, родители обладают свободой совести. С другой стороны, существует основное право ребенка на физическую неприкосновенность. В случае возникновения конфликта между основными правами всегда есть оговорка.
Оптимальным общим знаменателем основных прав является то, что личное счастье человека должно быть защищено, насколько это возможно. Когда ребенок рождается в еврейской среде, родители и моэль (резник) могут с уверенностью предположить, что долгосрочное (физическое) счастье ребенка, который, будучи обрезанным, не испытает тяжесть дискомфорта в своем окружении, превышает кратковременное чувство физической боли при обрезании.
Право на сомоопределение
Право на самоопределение новорожденного, его возможность противостоять воле родителей — неотложный вопрос, который, возникает очень рано. Как только будущие родители решили, что ребенок не имеет права на самоопределение в том, хочет он жить или нет, он рождается на свет, не давая своего согласия. И мы не должны затрудняться со следующим за этим обрезанием, которое, без сомнения, не принесет ему вреда.
Более того, хотя обрезание — это только религиозный акт, с этим могут быть связаны положительные профилактические последствия. Вот почему наша верховная власть также не видит необходимости вводить в законодательство выделенный статус немедицинского обрезания.
Исходя из того факта, что брит мила проводится обученными, опытными моэлями, обрезание — это процесс с весьма низким фактором риска. Наиболее распространенные осложнения – это кровотечение и локальные инфекции в области ранки, что, кстати, бывает значительно реже одного процента случаев, к тому же это очень легко лечить.
Духовная и медицинская стороны
Так же, как мы должны себя физически совершенствовать, мы должны улучшать себя и духовно. Как уже говорилось, обрезание — религиозное событие. И все же здесь может быть установлено определенное взаимодействие между телом и душой.
В настоящее время убедительно доказано, что брит мила имеет преимущества в профилактике ряда заболеваний. Но, если мы стали бы здесь вникать в содержание медицинских сторон, это увело бы нас слишком далеко, однако логический аргумент упускать не хотелось бы. Если Бог, который сотворил как тело, так и душу, дал нам эту заповедь, невозможно подумать, что она не имеет какое-то дополнительное благотворное воздействие. В конце концов, тело и душа «работают» вместе, они взаимозависимы.
Обратите внимание, восьмой день — это момент, когда сворачиваемость крови оптимальна, и заживление происходит определенно быстрей. Однако не из-за этого делают обрезание на восьмой день, а потому что речь идет о вечном союзе с Всесильным.
Число «восемь» символизирует уровень над реальностью этого мира, тогда как «семь» характеризует земные события — это и число дней недели, нот, цветов радуги и т. д. «Восемь» очень близко к «семи», однако эту цифру превосходит.
Еще о медицине
Хочу сослаться на статью в задающем тон толстом медицинском журнале «Новый английский журнал медицины» (от 24.04.1987 г., с. 1244). Там сообщается, что в США процедуру обрезания проходят от 60 до 90 процентов новорожденных в зависимости от штата. Авторы рассказывают, что, начиная 1985 года, проведено много исследований, результаты которых свидетельствуют о преимуществах обрезания с медицинской точки зрения. Например, это предотвращает фимоз (болезненное сужение крайней плоти), а также воспаления головки пениса, которые могут привести к образованию весьма болезненных рубцов.
Кроме того, у обрезанных мальчиков рецидивирующие инфекции мочевых путей, приводящие к повреждениям почек, происходят примерно в 12 раз реже, чем у необрезанных. Опасность рака в области гениталий в преклонном возрасте для необрезанных мужчин составляет примерно 1:500, в то время как среди обрезанных это встречается гораздо реже — от 1:50 000 до 1:12 000 000.
В Соединенных Штатах сообщалось о четырех смертельных случаях в результате обрезания в течение 45 лет. Для сравнения: за этот период 11 000 необрезанных мужчин умерли от рака в области гениталий.
Рак шейки матки чаще встречается у женщин, имеющих необрезанных партнеров-мужчин. Почти все венерические заболевания, а также ВИЧ-инфекция чаще встречаются у мужчин, которые не обрезаны. Хотя религиозное обрезание не имеет явной терапевтической цели, тем не менее, с этим связано уж очень много преимуществ в превентивной защите организма.
Г. Дюссельдорф