В Пиркей Авот сказано, что у рабан Йоханана бен Закая было пять учеников. Один из них — Раби Элиэзер бен Урканос. Рабан Йохана бен Закай отозвался об этом своем ученике следующим образом: – «Раби Элиэзер бен Урканос — как покрытый известью колодец, не теряющий ни капли».
Раби Элиэзеру бен Урканосу было 22 года, и он не учил Тору. Его отец Урканос был очень богат, он владел полями и виноградниками. Он поделил работу на полях между всеми своими сыновьями, чтобы они вспахивали и обрабатывали их. Раби Элиэзеру досталось каменистое поле. Однажды Урканос делал обход своих полей и увидел, что его сын Элиэзер сидит и плачет. Отец спросил его: «Почему ты плачешь? Тебе тяжело работать на каменистом поле? Я дам тебе более благодатное поле для вспахивания». Урканос дал сыну более благодатное поле. Через некоторое время Урканос снова обходил поля и снова нашел своего сына плачущим. Он спросил: «Почему ты плачешь теперь?» Тот ответил: «Потому что я желаю учить Тору». Отец ответил ему: «Тебе ведь уже 22 года! Как же ты теперь начнешь учить Тору? Женись, и детей, которые у тебя родятся, отправишь изучать Тору». Он дал сыну другое поле, на горе. Тот стал его пахать, но тут его бык упал и сломал ногу. (Сказал раби Элиэзер: «Для моего блага сломалась нога у моего быка».) Ему явился пророк Элияу и нашел его плачущим. Элияу спросил его: «Почему ты плачешь?» Он ответил: «Потому что я желаю учить Тору». Пророк ответил ему: «Если ты хочешь учить Тору, поднимись в Иерусалим к рабану Йоханану бен Закаю и учись». Тут же он бежал в Иерусалим.
Когда он пришел к рабану Йоханану бен Закаю, тот спросил: «Кто твой отец?» Раби Элиэзер не хотел говорить. Рабан Йоханан спросил: «Ты никогда не учил “Шма Исраэль”, молитву или благословение после еды?» Раби Элиэзер ответил: «Нет». Сказал рабан Йоханан: «Сейчас я обучу тебя этим трем вещам». Через некоторое время рабан Йоханан увидел, что раби Элиэзер снова плачет. Он спросил: «Сын мой, почему ты плачешь?» Раби Элиэзер ответил: «Потому что я желаю учить Тору». Тогда рабан Йоханан стал обучать его каждый день двум законам Торы, а раби Элиэзер повторял их. Так он провел восемь дней без какой-либо пищи, отчего из его рта стал исходить неприятный запах. Рабан Йоханан бен Закай отсадил его от себя. Раби Элиэзер заплакал. Рабан Йоханан спросил: «Почему ты плачешь?» Раби Элиэзер ответил: «Потому что вы отодвинули меня от себя, как отодвигают прокаженного!» Сказал рабан Йоханан: «Сын мой! Не переживай! Как запах их твоего рта достиг меня, так пусть запах твоей Торы разнесется по всему миру. Чей ты сын?» Раби Элиэзер ответил: «Сын Урканоса». Рабан Йоханан сказал: «Ты сын великих людей, и не хотел сказать мне? Сегодня ты будешь есть со мной!» Раби Элиэзер ответил: «Я уже ел у раби Йеошуа бен Хананьи и у раби Йосе а-Коэна». Рабан Йоханан послал спросить их, и они ответили: «Он не ел у нас сегодня». Выяснилось, что раби Элиэзер уже восемь дней ничего не ел. Так раби Элиэзер начал изучать Тору.
Сыновья Урканоса сказали отцу: «Ты видел, что сделал Элиэзер. Бросил тебя в старости и сбежал в Иерусалим! Поднимись и ты в Иерусалим и лиши его наследства!» Урканос поднялся в Иерусалим, чтобы лишить сына наследства. Он посетил рабана Йоханана бен Закая, который был наси (главой поколения). У него в это время находились все богатейшие люди Иерусалима: Накдимон бен Гурион, Бен Цицит а-Кесет и Калба Савуа. Объявили: «Вот пришел отец раби Элиэзера!» Рабан Йоханан бен Закай велел: «Освободите ему место!», и посадил его рядом с собой. Рабан Йоханан посмотрел на раби Элиэзера и сказал: «Сын мой! Скажи нам что-нибудь из Торы». Раби Элиэзер ответил: «Раби, это похоже на колодец с водой. Невозможно взять из него больше воды, чем туда налили». Сказал рабан Йоханан: «Нет, это похоже на источник чистой воды, который может дать больше воды, чем в него налилось. И ты тоже можешь разъяснить в Торе из полученного на горе Синай больше, чем то, чему тебя учили. А если ты стесняешься говорить при мне, то я сейчас выйду». Рабан Йоханан вышел и спрятался за занавесью. Раби Элиэзер стал разъяснять слова Торы, и лицо его светилось, как солнце. А слова его были ясны, как в момент дарования Торы на горе Синай.
Рабан Йоханан бен Закай подошел к нему сзади, поцеловал в макушку и сказал: «Счастливы вы, Авраам, Ицхак и Яаков, что раби Элиэзер является вашим потомком!» Урканос спросил: «О ком он это сказал?» Ему ответили: «О твоем сыне Элиэзере». Тогда он сказал: «Не так следовало говорить, а так: счастлив я, что этот человек мой сын!» Когда все стали собираться уходить, Урканос встал и сказал: «Уважаемые! Я прибыл сюда, чтобы лишить раби Элиэзера наследства. Но теперь, когда я своими глазами увидел его мудрость в Торе, я отдаю всё свое имущество ему в наследство, а его братьям не оставляю ничего!» Раби Элиэзер сказал: «Если бы я хотел земли, серебра и золота, то просил бы их у Всевышнего, и Он дал бы мне, как сказано: “Г-споду (принадлежит) земля и всё, что на ней”, и сказано: “Мне (принадлежит) серебро и Мне золото, слово Г-спода воинств”. А я желаю только Тору, как сказано: “Тора Твоя дороже мне, чем множество золота и серебра”»[1].
[1] «Пиркей дераби Элиэзер», главы 1 и 2, «Авот дераби Натан», глава 6, алаха 3, и «Берешит Раба», глава 42, пункт 11.