«И Земля не будет продана навечно, ибо Мне вся Земля, ибо пришельцы и жители вы у Меня». (Ваирка, 25, 23)
Смысл этого стиха в следующем: Всевышний приказывает, чтобы в Йовель, Юбилейный год, все поля были возвращены их изначальным владельцам, дабы мы помнили всегда, что земля не наша, но Всевышнего, а мы лишь временные жители на ней. По этой причине Тора не дала землевладельцем абсолютного права владения землей, и они не могут продать ее навечно.
Разница между понятиями «пришелец» (гер) и «житель» (тошав) заключается в том, что пришелец пребывает в определенном месте временно, он не живет там постоянно, а житель проживает в определенном месте постоянно. Поэтому стих «Ибо пришельцы и жители вы у Меня» требуют разъяснения, так как пришельцы – это не жители, а жители – не пришельцы. И РаШИ уже задавал подобный вопрос на слова Авраама, обращенные к хитийцам (Берешит, 23, 4): «Пришелец и житель я у вас…».
Дом человека не этот мир
Ответ на этот вопрос мы находим у ШЛ”А а-Кадош (Врата букв, буква Гимел – Герут), который комментирует этот стих следующим образом: «Если вы будете помнить, что вы пришельцы в этом мире, тогда будете жителями у Меня, чтобы удостоиться в будущем прилепиться к Моей вечности». Добавляет ШЛ”А, что нужно «всегда помнить: дом человека не этот мир». Дом его души наверху, и душа – часть Всевышнего, которуя Он вдохнул в человека и послал в этот мир, мир Действия, чтобы человек пользовался ею и берег ее (Берешит 2, 15), то есть изучал Тору и исполнял заповеди. Душа чужая в этом мире, как пришелец в другой стране, ибо она — жительница высших миров.
Посланник Царя
Это похоже на то, как если бы Царь послал своего приближенного в чужую страну и поручил ему заняться определенной деятельностью в рамках миссии, возложенной на него. Царь предупреждает: «Будь осторожен и проворен в своей работе, потому что ты можешь быть призван обратно ко мне в любой миг. А если изменишь своей миссии, то удалю я уважение от твоего дома и снесу тебе голову… Но если будешь ты верен своей миссии, то сделаю верным твой дом, и будет он в великом почете».
Царь – это Царь царей, Святой, Благословен Он. Он берет душу, которая принадлежит высшим мирам, тем, где обитает Шхина (Б-жественное присутствие), и отправляет ее в этот мир, и дает ее человеку, и велит ему выполнить поручение, которое состоит в изучении Торы и соблюдении заповедей. И все время пребывания в «чужой стране» человек должен быть предельно осторожным, чтобы не отвлечься даже на краткий миг от своей миссии.
И еще пишет Шла: «Человек, который делает этот мир своим постоянным домом, ведет себя по его обычаям и предает свою миссию – вернет его Святой, Благословен Он, на его место и скажет ему: ты посланник, расскажи, как выполнил Мое поручение! А тот не помнит о поручении, забыл о нем, более того, все испортил и сделал противоположное приказанному – горе ему и позор! Так пусть возложит человек на свое сердце память о своей миссии – во все дни его жизни, каждый день и каждую ночь, в любой час и миг».
И он приводит из книги «Орхот Цадиким» (десятые врата, врата тревоги): «Рассказывают об одном мудреце, который сказал человеку, обеспокоенному чем-то: если ты беспокоишься об этом мире, уменьшит Благословенный Творец твою тревогу. А если ты тревожишься о мире будущем, то добавит Творец, Благословен Он, еще беспокойства к твоему беспокойству».