«И воззвал (Господь) к Моше… Говори сынам Исраэля и скажи им: когда человек (какой-либо) из вас принести пожелает жертву Господу, из скота, из крупного и из мелкого, приносите вашу жертву» (Ваикра, 1:1-2).
В Торе много говорится о заповеди жертвоприношений. Нам нужно понять, каков смысл этой заповеди и в чем ее большая важность?
Попробуем рассмотреть один из ее аспектов.
Рамхаль в книге «Путь Всевышнего» (часть 1, глава 3) пишет, что человек состоит из двух противоположных частей: души и тела; каждая из них по природе своей склоняет человека в свою сторону, тело — к материальности и низменности, а душа — к разуму и духовности. И между ними идет война, так, что если победит душа, она сама поднимется и поднимет вместе с собой тело, и человек таким образом достигнет назначенного совершенства, а если человек допустит, чтобы победила в нем материя, то опустится его тело и опустится его душа вместе с ним, и таким образом будет этот человек непригоден к совершенству и отвержен от него, не дай Б -г.
Из этих слов Рамхаля ясно: хотя материальное не является «положительным» по своей природе, мы не должны отказываться от него — ведь в наших руках повлиять на него и возвысить его. И это возможно в то время, когда материальное служит духовному.
Однако, помимо этого, Всевышний создал в мире особую возможность обратить материальное в духовное. Это происходит во время жертвоприношения, когда человек, предназначенный для этого (коэн), пребывающий в состоянии ритуальной чистоты (таара), с соответствующим намерением и в священном месте помещает жертву на огонь Всевышнего, который спускается на жертвенник Свыше. В это время материя животного, приносимого в жертву, становится как бы сама духовной.
И это – одно из объяснений смысла заповеди жертвоприношений.
Из сказанного мы можем понять, что, когда мы пользуемся материей для духовности, к примеру, для изучения Торы, исполнения заповедей и творения добрых дел, мы сами как бы считаемся коэнами, а материя – жертвоприношением. И об этом сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 3:3), что люди, у которых была совместна трапеза, и во время трапезы говорили слова Торы, как бы ели от стола Самого Творца – ведь они использовали те силы, которые получили от пищи, для духовности – изучения слов святой Торы.