«Ибо познал его, чтобы заповедал он сыновьям своим» (Вайера, 18:19).
Рабейну Йосеф Хаим из Багдада приводил такую притчу. История о богатом человеке, чей сын жил за счет своего отца. Когда сын был молодым, пытался отец обучить его специальности ювелира и даже нанял ему специалиста в ювелирном деле. Однако сын учиться отказался, сказав: зачем мне это, для чего я буду зря трудиться, когда нет у меня недостатка ни в чем.
Что сделал отец? Давал ему за каждый час учебы пять золотых. Учился сын, но, закончив учебу, сложил инструменты в угол, а отец не протестовал.
Со временем сын обзавелся семьей, и все расходы по ее содержанию были на отце.
Но настал день, и отец умер. Скорбел о нем сын, как полагается по закону, а по окончании дней траура пришел в дом отца вместе со своей женой. Открыл он сейф и забрал оттуда всё содержимое. Серебро и золото, деньги и ценные бумаги, драгоценные камни и жемчуга.
Если раньше он жил вольной жизнью, то теперь наступило время изобилия. Он тратил без счета, щедрой рукой, и богатство таяло и уменьшалось, пока он не остался ни с чем. А поскольку он привык к жизни богатой, была ему бедность горче всемеро.
Тут он вспомнил о ювелирных инструментах. Извлек он их из угла и стал стучать молотком и обрабатывать напильником ювелирные изделия. И с каждым ударом приговаривал: «Пусть опустятся благословения на голову моего отца, пусть пребудет его душа среди вечно живых. Да будет его покой почетен и память его благословенна».
Удивилась его жена и сказала: «Поражаюсь я тебе! Когда мы открыли сейф и взяли оттуда большое богатство, которое оставил тебе твой отец, я не слышала, чтобы ты благословлял его и восхвалял во весь голос. А сейчас, когда ты трудишься в поте лица, чтобы заработать немного денег, ты не перестаешь его расхваливать».
Ответил он ей: «Когда я был молодым человеком, хотел мой отец, чтобы научился я этому мастерству и нанял мне специалиста в ювелирном деле, а я отказывался учиться. Тогда он подкупил меня деньгами, чтобы я согласился учиться, и каждый день я заново удивлялся, зачем нужна ему эта глупость – учить меня мастерству, которое мне никогда не пригодится. И вот сейчас, когда богатство, оставленное мне отцом, потеряно, и я остался ни с чем, есть у меня мастерство, которое я вынужденно приобрел. Теперь я вижу, что он был большим мудрецом и сделал мне огромное добро, купив мне специальность ювелира. Ведь если бы не она, мы бы умерли, не дай Б -г, с голоду. Поэтому я восхваляю и благословляю его во весь голос, противоположно тому, когда пренебрегал его желанием обучить меня мастерству, полагая, что это глупость».
Об этом сказал Бар Капара (Трактат Брахот, 63): «Всегда пусть учит человек своего сына чистому и легкому мастерству». Что такое «всегда»? То есть, даже если он богач и предполагает, что его сыну никогда не придется трудиться для заработка, пусть учит его мастерству, ведь богатство может кончиться, и сын будет вынужден работать.
А теперь вернемся к нашему вопросу. Наши праотцы были богаты заслугами заповедей и добрых дел, но мы отошли от наследия, оставленного ими, и растратили их, как сказано в Гмаре (Трактат Шаббат, 55): «кончились заслуги праотцов». Но к нашему счастью они научили нас своим путям: «Ибо познал его, чтобы заповедал он сыновьям своим после него, и будут они хранить пути Всевышнего, творя справедливость и суд».
Мы учим чудесное мастерство: как идти по пути Творца, соблюдать Его законы, заповеди и уставы. Это мастерство, сможет «обеспечить» нас необходимыми благами на всю жизнь.