«Чтобы любил ты Г-спода Б -га твоего и ходил путями Его все дни»
Дварим (19:9)
Мы входим в дни милосердия и прощения — месяц Элуль. В другую атмосферу, другое поведение. Со всей серьезностью, с большим количеством заповедей и добрых дел. Чтобы собрать больше заслуг ко дням суда. Простая мысль: вот, перед нами месяц укрепления, а за ним месяц праздников, а потом мы возвратимся к обычной жизни. Но не для этого дан нам месяц Элуль. Месяц Элуль дается для того, чтобы провести самоотчет, подняться на ступеньку выше, решить, что с этого времени жизнь пойдет по-другому. Плодотворнее, лучше.
Говорит стих в нашей главе: «Если соблюдать будешь все заповеди эти, исполняя их… чтобы любил ты Г-спода Б -га твоего и ходил путями Его все дни». «Все дни» — объянял рабейну Рабъа, благословенна память праведника: «Без перерывов между ними».
И известны слова Хафец Хаима о лихорадке, характеризующейся болями, появляющимися один раз в два, три четыре дня. Тогда и в перерывах человек считается больным, потому что это только перерыв! И если мы будем относиться к работе месяца Элуль как к одноразовому мероприятию — то как сможем представить его в день Суда, ведь это только перерыв! Но если мы отнесемся к месяцу Элуль как к новому этапу и поднятию на ступень выше — то удостоимся доброго приговора на суде! Ведь написано прямо: «И пошли, и исполнили сыновья Израиля», поскольку приняли на себя обязанность исполнять заповеди, и Тора о них говорит так, как будто они уже их исполнили!
Рассказывает раби Яаков Кули, благословенна память праведника, притчу о царе. Услышал этот царь, что на нескольких его верных слуг напал злой дух, и они запустили руки в царскую казну. Отказался он поверить: ведь он осыпал их столь многочисленными подарками! Сказали ему: но украденное у них дома! Ничего не поделаешь — послал царь провести обыск в их домах и принести ему украденное. В то же время он тайно послал сказать провинившимся: «Когда будете плыть на корабле в мой дворец, выбросите в реку украденное, и таким образом улики, обличающие вас, будут уничтожены. Лучше мне потерять сокровища, чем вас, ибо вы дороги мне, и я не желаю вашей смерти!»
Все так и сделали, кроме одного, и его привели к царю с краденым в руках. Разгневался царь и сказал: «За украденное я оправдываю тебя. Злое начало подстрекнуло тебя, и соблазн увлек тебя. Но ты не выбросил украденное — здесь не может быть оправдания! Ведь это неуважение к царю, ты не придал значения гневу царя и равнодушно отнесся к его суду. За это нет прощения!»
А мораль ясна. Даже если злое начало подстрекает человека к греху, то нет оправдания для опоздания с раскаянием, оно может обрушить на нас гнев Царя мира!
Прислушаемся к совету выбросить все грехи в бездну моря. Чтобы стереть их и удостоиться прощения! (Ялкут меам лоез)
Вот еще интересная история о заболевшем человеке, лежавшем на смертном одре, вокруг которого собрались люди, ожидая последнего мгновения его жизни. Вдруг он задрожал в страхе и горько закричал. Спросили его: «Чего ты испугался?» Ответил он: «Увидел я ангела, полного глаз, а вокруг него стая злобных собак, и каждая разевает рот, чтобы проглотить меня, говоря: ты создал меня таким-то грехом — и они ждут выхода моей души, чтобы отомстить мне. Помогите мне, пожалуйста, спасите меня от них!»
Услышали это люди и испугались, и начали в страхе читать Теилим. Тем временем закрыл больной глаза и сказал: «Успокойтесь! Появился другой ангел и отругал ангела-губителя: что ты здесь делаешь, я послан Творцом предупредить тебя, чтобы ты не трогал этого человека! Действительно, в прошлом были у него эти грехи, и он создал эту стаю собак, но уже обдумал свои дела и начал возвращаться к тшуве. А поскольку он еще не завершил свою тшуву, напугали его собаками, созданными его грехами, но если бы его тшува была полной, отменили бы ему всё! И исцелился бы он от своей болезни» (Ноцар теена).
Рабейну Бахье ибн Пакуда, благословенна память праведника, приводил древнюю притчу Это история о богаче, ехавшем в своей карете, а при нем были узлы с монетами, огромное состояние. Напали на него разбойники и хотели ограбить и убить. Хлестнул он лошадь и уехал от них. Разбойники погнались за ним с обнаженными мечами. Лошадь была быстрой, да и кнут ее понукал. Увеличилось расстояние между ним и преследователями, и вот, он добрался до реки. Тут он остановился. Река широкая, простирается до горизонта. Как пересечь ее — разбойники быстры “на ногу”, еще немного и догонят его! Вспомнил он, что узлы с деньгами при нем. Решил он воспользоваться монетами и с их помощью высушить реку. Открыл узел и стал бросать горсть за горстью. Узел кончился, а толку нет. Поспешил он открыть другой узел, но всё напрасно. Уже показались на горизонте преследователи. Еще два узла у него, может быть, удастся спастиcь. Но ничего не произошло. Когда у него остался последний динар, пришел он в себя. Поднял глаза и увидел лодку, причалившую рядом. Спросил он хозяина: «Можешь ли ты переправить меня на другой берег в своей лодке за золотой динар?» «С удовольствием», — ответил тот, и в последний момент лодка отплыла. Примчались преследователи и увидели, как добыча ускользает из рук… Сказал богач облегченно: «За один динар я получил то, чего не получил за всё мое серебро и золото!»
Так, от каждого греха создается обвинитель, ангел-губитель, преследующий, наказывающий и мучающий в Геиноме, и все деньги и золото мира не помогут спастись от него — а при полной тшуве: раскаянии в сердце и в словах — ускользают от его лап