Вопрос:
Уважаемый рав!
На праздновании Пурима мне сказали, что правильнее передавать мишлоах манот (съестные подарки) не напрямую тому, кому я их принес, а через некоего посредника. Вроде само слово “мишлоах” переводится как “отправка”, однако, признаться честно, я никогда прежде не слышал, что это может иметь отношение к отправке подарка через посредника.
Скажите, все действительно так? Можете объяснить, в чем причина такого обычая?
Ответ:
Что ж, вы мыслите в правильном направлении. Заповедь о мишлоах манот предполагает вручение в праздник Пурим двух съестных подарков как минимум одному адресату. Слова, использованные для описания этого закона в первоисточнике, Свитке Эстер — «мишлоах манот»1 — буквально переводятся как «отправка порций (яств)».
Процедура такой «отправки» обычно задействует как минимум трех человек (дарителя, посредника и получателя) и вовсе не является обычным «вручением» подарка, в котором участвуют только даритель и получатель. Так что, из-за вполне конкретной формулировки в стихе Мегилат Эстер принято отправлять подарки, состоящие из продуктов питания, через третье лицо. В роли праздничного посланника при этом может выступать кто угодно: знакомый, друг, родственник, ребенок.2
На первый взгляд это может прозвучать странно, но обычно даритель, принеся с собой в место отмечания праздника мишлоах, просит любого находящегося поблизости человека вручить подарок нужному адресату. Это может оказаться кто угодно: ребенок хозяев дома, который открывает дверь гостю-дарителю, друг, выбранный для этой почетной миссии, приятель, оказавшийся в синагоге по соседству, и т.д.
Когда мишлоах манот передаются через посланника, получается, что в заповеди праздника задействуется большее количество людей, и таким образом история чуда Пурима распространяется все шире и шире. Это основная причина, по которой мы используем помощь посредников.3
Кроме того, такая передача подарка считается более уважительной и торжественной по отношению к получателю.4 Но даже если кто-то вручает мишлоах непосредственно получателю в руки, исполнение заповеди такому дарителю все же засчитывается.5
Интересно, что бывает и наоборот: есть люди, которые считают, что лучше передавать продуктовые пуримские подарки получателю лично. Это связано с тем, что одним из объяснений возникновения заповеди о мишлоах манот является стремление укрепить дружеские и общественные отношения между евреями, а так же помочь ближнему, оказавшемуся в стесненных обстоятельствах, с организацией праздничного застолья, не заставляя при этом его смущаться. В такой ситуации, конечно, представляется более уместным дарить подарки напрямую.
Считается, что причина, по которой в Свитке используется именно слово «отправка» (а не «вручение»), состоит в том, чтобы подчеркнуть, что, хотя общепринятое правило гласит, что предпочтительнее исполнять заповеди самому, нежели назначать посланника, с предписанием о мишлоах манот все наоборот: оно является исключением.
Кроме того, согласно еврейскому закону, когда кто-то выполняет заповедь, привлекая к делу посланника, он должен задействовать в этом качестве того человека, у которого те же обязанности перед Торой, что и у него самого. Однако, когда речь идет о мишлоах манот, это не имеет значения, поэтому можно, как мы уже говорили, привлечь к помощи даже ребенка.6 Это особенно уместно, если учитывать, что принято приучать детей к заповеди о мишлоах манот, начиная с девятилетнего возраста.7
И еще один важный момент заключается в том, что, в отличии от другой заповеди Пурима, подарков бедным, даритель должен четко знать, кому именно он хочет передать свой мишлоах.
Сноски
- Мегилат Эстер, 9:19.
- См. комментарий рабби Моше Софера, Хатама Софера, на Талмуд, Гитин, 22б. См. также рабби Яаков Эттлингер в его респонсе Биньян Цион, 44.
- Мекор Хаим, 694. Респонса Зехер Йосеф, 2:8.
- См. респонса Йеуда Яале, Орах Хаим, 207.
- См. Биньян Цион, там же, и рабби Авраам Давид из Бучача в Эшель Авраам на Шулхан Арух, 695.
- См. Эшель Авраам, там же.
- При Мегадим, Эшель Авраам, 14; Лекет Алахот ле-Пурим от имени рава Н. Карелица.