Чудо храмового масла
Почему мы празднуем Хануку?
Гемара сообщает нам следующую причину празднования Хануки:
«Когда вошли греки в Храм, они осквернили все храмовое масло. И когда восстали против них Хашмонаим и победили их, – искали и нашли только один кувшин с маслом, запечатанный печатью первосвященника; но находившегося в нем масла могло хватить только на один день. И произошло чудо: светильники зажгли, – и масла в них хватило на восемь дней.
На следующий год эти дни были объявлены праздниками…»
(Талмуд, Шабат, 21б)
Аль ѓа-Нисим: чудесная битва
Маѓараль утверждает, что объяснение Гемары, на первый взгляд, противоречит словам молитвы Аль ѓа-Нисим, которая была написана танаим несколькими столетиями ранее. В Аль ѓа-Нисим мы благодарим Всевышнего за чудесный исход войны с врагами еврейского народа.
Мы говорим Ему «спасибо» за то, что он передал греческие армии в наши руки.
«Ты, по великому милосердию Твоему, стал на их сторону в их беде, вел (за них) борьбу их, был судьей на их суде, мстил за них. Предал сильных в руки слабых, и многочисленных – в руки немногих…»
Согласно этой молитве, чудо Хануки заключалось в том, что Всевышний отдал греков в руки евреев. Но Гемара в трактате Шабат утверждает, что мы празднуем Хануку в честь волшебного чуда храмового масла, которого хватило на восемь дней горения.
Спрашивает Маѓараль: «как разрешить это противоречие?»
Чудо с маслом пролило свет на чудо военной победы
Маѓараль отвечает, что обе причины верны, и между ними нет никакого противоречия. Событие, за которое мы благодарим Б-га и говорим Ѓалель, – избавление еврейского народа. Мы победили против всякой житейской логики. Однако чудесная природа победы не была для всех очевидной. Людям, жившим в те времена, военный успех казался естественным. Его отнесли на счет еврейского мужества, силы противостояния и храбрости. Со стороны не было очевидным то, что Б-г спас нас от рук греков.
Скорее, казалось, что победа была достигнута благодаря еврейской «мощи и силе их рук». И только когда произошло чудо кувшинчика с маслом, пришло понимание и чуда еврейской победы над греками. Когда люди увидели, что маленького кувшинчика с маслом для горения храмового светильника хватило на все восемь дней, необходимых для подготовки нового масла, и в этом не могло не быть проявления явно Б-жественного чуда, только тогда пришло к ним осознание того, что успех в сражениях также был послан Творцом.
Чудо с маслом пролило свет на чудо победы.
У народа Израиля не было постоянной армии
В свете известных исторических событий объяснение Маѓараля не во всем понятно. События Хануки произошли примерно в середине периода Второго Храма. С тех пор, как вавилоняне разрушили в Иерусалиме Первый Храм, евреи были подданными не еврейских государств. Наше право на существование и на форму самоуправления зависело от чужих государственных устоев. Мы были государством-вассалом, находящимся в подчинении у иностранного государства, и, когда греки вошли в Иерусалим, у евреев не было постоянной армии.
Следовательно, это противостояние нельзя было назвать войной сильного противника и более слабого. Это была война, в которой самая могущественная на тот момент империя мира была противопоставлена маленькому отряду неорганизованных и слабо вооруженных «частных» граждан.
Война длилась три года. В первый ее год не было традиционных «формальных» битв, ибо не было двух армий, борющихся друг с другом: еврейской армии не существовало. Война состояла из ряда стихийных партизанских столкновений. Небольшая часть евреев, партизанский отряд или, скорее, группа подкрадывалась к греческому воину, находившемуся в одиночестве, убивала его и забирала оружие. Один за другим евреи присоединялись к Йеѓуде Маккавею (Йеѓуде ѓа-Маккаби), однако в каждый, отдельно взятый момент войны, евреев было намного меньше, у них было немного оружия, да и военная подготовка оставляла желать лучшего.
Лидеры восстания были коѓенами.
Еще более потрясает тот факт, что первые еврейские участники восстания против греков-селевкидов не имели никакого военного опыта, а лидерами еврейского восстания стали первосвященники, коѓены. Коѓен – это учитель Торы, служитель Храма и воплощение духовной силы общины Израиля. Он никак не воин, не солдат. Эту войну вели не регулярные военные силы, не кадровая армия, а рошей ѓа-ешива. В наше время это было бы похоже на то, как рав Шмуэль Каменецкий ведет ешиву Лейквуда в бой против американской морской пехоты.
Как можно было не заметить чудо? Никакое разумное, рациональное предположение не могло обещать евреям победу. Каким же образом евреи не увидели в победе маккавеев чуда Божественного вмешательства в ход событий ?
Похоже, что это общая черта, присущая всем людям
Лицом к лицу обнаружить истину довольно трудно. Ответ на этот вопрос заключается в том, что, когда человек анализирует факты истории через много лет после описанных событий, он видит прошлое с исторической точки зрения. Большое видится на расстоянии. Он анализирует исторические факты в событийном контексте и легко распознает их чудесную природу.
Но тем, кто сражался изо дня в день, в пылу битвы гораздо тяжелее взглянуть на происходящее издалека.
Для тех, кто участвовал в военном противостоянии, все представлялось естественным, природным ходом истории. Несмотря на невысокую вероятность победы, евреи выиграли. Стычка за стычкой, столкновение за столкновением, битва за битвой – маккавеи вышли победителями. Несомненно, они воевали самоотверженно, именно поэтому создалось впечатление, что их умения, ловкость и мудрость принесли им победу в войне.
Таким образом, для современников маккавеев чудо оставалось скрытым. А затем одно маленькое событие расставило все на свои места. Когда торжествующие победу коѓены вернулись в Храм, они нашли этот маленький кувшинчик с чистым маслом, которого не могло хватить на восемь дней горения, и, день за днем, наблюдая, как он горел, «не сгорая», вечер за вечером, – воины убедились в том, что стали свидетелями свершившегося на их глазах чуда. Вот поэтому пришло и второе открытие, осознание ЧУДА ВОЕННОЙ ПОБЕДЫ. Познав волшебное действие «несгораемого» светильника с храмовым маслом, они увидели события предыдущих трех лет в ином свете: им открылись чудеса в битвах, которые вели маккавеи, воины Всевышнего, Именно так говорит нам Маѓараль: «Чудо с маслом пролило свет на чудо победы».
Мы наблюдаем то же явление в жизни современных поколений
В наши времена мы являемся свидетелями похожих событий и их ошибочной, поверхностной интерпретации.
Почти две тысячи лет евреи жили подобно одинокой овечке среди семидесяти разъяренных волков. Всем миром ненавидимые и угнетаемые, мы выжили. И сейчас, после почти 1900 лет скитаний, наш народ вернулся на свою землю.
С 1948 года евреи стали свидетелями удивительных чудес перезаселения и развития земли Израиля – Эрец Исраэль. Но выживание нашего народа и есть самое большое чудо.
В 1948 году население Ближнего Востока насчитывало примерно 650,000 евреев, окруженных 50 миллионами арабов. 15 мая 1948 года, на следующий день после провозглашения Декларации независимости государства Израиль, пять арабских стран напали на молодую еврейскую страну, каждая — с хорошо подготовленной армией и военно-воздушными силами. И любая из вражеских армий была в состоянии справиться с кучкой уцелевших после Холокоста евреев. В 1948 году у евреев не было ни армии, ни воздушного или морского флота. Несмотря на это, против всех разумных и рациональных ожиданий и доводов, мы победили в войне за Независимость и продолжаем побеждать в других войнах с врагами, – и сейчас, по известной иронии судьбы, армия Израиля – главная военная сила в ближневосточном регионе.
Большинству людей, евреям и неевреям, это кажется естественным ходом истории. Для обычного стороннего наблюдателя подобные события не являются свидетельством указующего перста Всевышнего. Это просто некие приливы и отливы в истории.
Урок Хануки заключается в том, чтобы научиться смотреть сквозь завесу «природы, естественных явлений», дабы настроить наше зрение на видение действительных причин событий, позволяющих сделать вывод о том, что именно Вс-могущий управляет миром и воюет за нас в наших войнах – тогда и сейчас.