Недельная глава Мецора (Ваикра, 14-15)
Несколько лет назад моя жена преподавала курс о таарат а-мишпаха, законах семейной чистоты, в школе Соломона Шехтера в Кливленде. За несколько недель до ее урока раввины разных направлений, работающие в этом городе, начали призывать своих прихожан прослушать лекции этого курса, отмечая, что чистота в семейных отношениях всегда была основной частью еврейской традиции.
Одна из студенток поделилась своей романтичной личной традицией, которая служила отличным примером того, как соблюдение законов семейной чистоты могут поддерживать крепкие отношения между супругами, несмотря на долгие годы брака. Она сообщила, что когда каждый месяц возвращалась из миквы (ритуального бассейна, в который женщине следует погружаться в определенный день цикла для очищения), ее муж заново с любовью надевал на ее палец обручальное кольцо и произносил соответствующие слова своей «невесте».
Соблюдение таарат а-мишпаха было центральным аспектом еврейской жизни на протяжении тысячелетий. Миквы можно найти в средневековой Испании, в древней Италии и в знаменитой крепости Масада. Фактически, можно сказать, что самым решающим элементом, который археологи используют при определении того, является ли раскопанное поселение еврейским, является присутствие там миквы. Это соответствует еврейскому закону о том, что прежде, чем построить даже городскую синагогу, нужно создать микву.
Источник законов о микве и семейной чистоте находится в недельной главе Торы, которую мы читаем на этой неделе. Тора говорит, что когда у женщины начинается менструальный цикл, она и ее муж должны отдалиться друг от друга. В течение этого периода она приобретает статус «таме» — еврейский термин, который часто ошибочно переводят как «нечистый».
На самом деле, вопреки распространенному заблуждению, слово «таме» не имеет ничего общего с нечистотой. Когда человек таме, это означает, что у него был какой-то контакт со смертью. В случае женщины во время менструации речь идет о смерти яйцеклетки.
Точно так же, когда у мужчины, например, случалось непроизвольное семяизвержение (что неизбежно влекло за собой гибель миллионов сперматозоидов), он тоже становился таме. В этой традиции Тора сокрыла большую осознанность и чувствительность к тому, что касается естественного жизненного цикла.
Через неделю после прекращения менструального цикла женщина должна пойти в микву, погружение в воды которой способствует «духовному перерождению». Различные аспекты этой заповеди усиливают символизм этого представления о перерождении. Например, объем самого миквенного бассейна должен быть не меньше 40 сеа (древняя мера объема, упоминаемая в Торе, составляет 13184,4 см³) воды, а число 40 так же относится к 40-му дню после зачатия, когда, как считается в иудаизме, душа ребенка входит в зародыш. Так же в момент окунания на женщине не должно быть никаких украшений или каких-либо других барьеров между ней и водой, так как ее выход из миквы подобен тому, как новорожденные покидают воды, в которых пребывали в чреве матери.
Почему же до погружения в микву женщина должна быть отдалена от своего мужа?
Талмуд объясняет, что в этот период воздержания их влечение друг к другу возрастает и, таким образом, обновляется каждый месяц. Мудрость этой идеи была подтверждена многочисленными психологическими и физиологическими исследованиями, а также свидетельствами ее последователей. Многие мужчины и женщины заявляют, что все то время, что они соблюдают законы семейной чистоты, они чувствуют, что каждый месяц для них — это очередной медовый месяц.
Есть и те, кто сообщают, что временное воздержание от физических отношений постепенно укрепляет отношения между супругами, поскольку муж и жена за счет этого переключаются на эмоциональный уровень связи, независимой от каких-либо физических проблем.
Еврейский народ традиционно славится силой своих семей, в среде тех, кто ответственно относится к семейной чистоте, до сих пор довольно низкий процент разводов. А в основе этой удивительной силы, как я думаю, лежит именно соблюдение таарат а-мишпаха.