Пишет Рамбам (Законы раскаяния, 7, 4):
«Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за злодеяний, совершенных им, — не так это. Напротив, он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил».
Более того, Рамбам добавляет удивительное утверждение: грешника, который раскаялся, ожидает большая награда, нежели праведника, который никогда не грешил. Рамбам приводит на это следующее объяснение: борьба со своими желаниями раскаявшегося грешника была тяжелее их борьбы абсолютного праведника, ведь он вкусил сладость греха, но отошел от него и преодолел свое влечение к нему. И сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 5, 39): «в соответствии с усилием (которое человек приложил, чтобы выполнить волю Творца) и награда».
Источник слов Рамбама находится в Талмуде (Брахот, 34 б): «Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять», то есть их достоинство выше. Талмуд это учит из слов пророка Йешаяу (57, 19): «Мир далекому и ближнему». Объясняет Талмуд: «далекий» – это тот, кто был изначально далек от Творца и раскаялся в своих грехах и приблизился к Нему, а «близкий» — этот тот, кто всегда был близок к Творцу. Как мы видим, прежде пророк упоминает «далекого», а лишь после этого «близкого».
Пишет об этом рав Моше Кордоверо в книге Томер Двора (1-ая глава): «Всевышний не поступает так, как люди: если кто-то прогневал человека, то даже если он потом мирится с ним, он уже не может любить его так же сильно, как раньше. Но если человек согрешил и затем раскаялся, Всевышний ценит его еще больше, чем до этого».