«И дала ему Бильгу, свою служанку, в жены» (30:4).
В бейт мидраше царила тишина, когда глава ешивы, рав Авраам Яфен произносил речь. Он был словно посланцем из божественного мира. Его белоснежная борода спускалась на грудь, все слова были взвешены и отмерены, и выступал он с царским спокойствием. Десятки лет он занимал место своего тестя, Сабы из Новардока, и был руководителем десятков известных ешив.
Теперь же он встал и зачитал отрывок из Мидраша, относящегося к нашей недельной главе (Берешит Раба 71:7). Там Мидраш описывает, как Рахель жалуется Яакову на свое бесплодие и спрашивает его, почему он не молится за нее, почему не пробивает небосводы своим воплем. В разговоре с ним она упоминает, как его отец Ицхак молился о своей жене Ривке, и Б-г ответил на его просьбы. Почему Яаков не посупает так же? Но Яаков отвечает ей: «У моего отца не было детей, поэтому Б-г откликнулся на его молитву. А у меня уже есть дети от твоей сестры Леи, и я не уверен, что моя молитва способна чем-то помочь». «Но ведь у деда твоего, Авраама, уже был сын Ишмаэль, и все-таки он молился о том, чтобы Сара родила! Значит, и ты можешь…» – возразила Рахель. «А разве ты можешь совершить то, что сделала моя бабушка Сара? Она ввела свою служанку к себе в семью – дала Аврааму в жены Агарь!» – ответил Яаков. «Если это – единственное, чего не хватает, то возьми себе мою служанку Бильгу. Может, и я буду иметь детей благодаря ей», – решила Рахель. И, как мы знаем, все так и произошло.
Рав оторвал глаза от книги и выразил свое удивление: чего Яаков хотел от Рахели, своей любимой жены? Ведь, несомненно, он уже молился о ней, просил и умолял, но не получил ответа. И он понял причину такого отказа Свыше: она бесплодна и нуждается в особой заслуге, чтобы изменить естественный порядок вещей. Одних его молитв недостаточно, поскольку дети у него уже есть. У него родилось решение: быть может, Рахели стоит принести такую же жертву, как сделала Сара? Но здесь возникает вопрос: а разве Рахель еще не принесла жертву? Разве, когда она передавала своей сестре Лее знаки, чтобы той не пришлось стыдиться в день свадьбы, это не было достаточной жертвой? Разве это не подобно поступку Сары?
Этот вопрос, словно гром среди ясного неба, свалился на головы учеников ешивы. А ведь действительно, все это вызывает большое удивление! Поступок Рахели был вершиной самоотверженности. Семь лет она ждала и надеялась, готовилась к этому великому дню. А в итоге уступила своей сестре, чтобы та заняла ее место. Что еще от нее можно требовать? Но мы видим, что Яаков был прав – как только Рахель дала ему в жены свою служанку, то и сама сразу зачала и родила сына. В чем же кроется разгадка?
Глава ешивы продолжил: Открою вам тайну. Наш праотец Яаков увидел, что молитва не помогла, и даже «врата слез» остались заперты. Рахель была бесплодна, и никакого решения не было. Он знал, что существует лишь один способ – действовать по принципу «мера за меру». Таков принцип, согласно которому Творец управляет миром: «Какой мерой меряет человек, такой и ему отмеряют». Над каждым, кто проявляет милосердие к людям, смилостивятся Свыше. Кто готов уступить и отказаться от своего, тому уступают Свыше. А если человек требует правосудия, то и к нему предъявляют жесткие требования суда (Бава Мециа 30 б). Сара была бесплодна и не могла родить. Но она привела Агарь к Аврааму и помогла ей родить от него сына. Поэтому, согласно принципу «мера за меру», Сара и сама удостоилась стать матерью. Поэтому Яаков сказал Рахели, своей бесплодной жене: «Не хватит слов, чтобы описать огромное самопожертвование с твоей стороны, когда ты давала знаки Лее. Но ты сделала это не для того, чтобы Лея родила, а только чтобы она вышла замуж и не устыдилась. Поэтому такой поступок, каким бы он ни был благородным, смог вызвать лишь похожее следствие – ты тоже оказалась замужем. Если теперь хочешь родить ребенка, ты должна совершить самоотверженный акт именно в этой области. Отдай свою служанку, чтобы она родила. Другого выхода я не вижу».
Из этого удивительного вывода мы должны извлечь урок.
Глава ешивы продолжил: Гмара говорит (Санедрин 90 а), что все действия Всевышнего совершаются по принципу «мера за меру», а значит, это – самый надежный способ достичь чего угодно! Кто старается доставить удовольствие супруге (или супругу), увидит, что с Небес несут мир его дому. Кто помогает другу заработать, увидит, как с Небес умножают его собственные доходы. Кто учит другого Торе, почувствует, как его собственные сердце и разум открываются мудрости. Всем стоит испытать этот самый надежный метод: вместо усилий достичь чего-либо и связанных с ними разочарований, постараемся помочь ближним. Тогда все блага придут к нам легко – благословение Небес будет изобильным.