Нет такой вещи, на которую не было бы намека в святой Торе. Не бывает вопроса, ответ на который не был бы записан в ней.
Давайте посмотрим на так называемое «правительство единства». Положительное оно или отрицательное? При всех ли условиях оно положительно, или есть для этого какие-то условия и ограничения?
Ответ, как мне видится, заключен в теме этого дня: четыре вида растений в праздник Суккот, каждое из них представляет отдельную сущность, отдельную партию. А нам заповедано соединить их вместе в единой связке – сформировать «правительство единства». В нем лулав, ветки мирта и ивы находятся в одной руке: одни справа, другие слева, но они не равны. Мирт длиннее ивы, а лулав возносится над всеми остальными. Лулав возглавляет всю связку, и она зовется его именем. И только лулав упоминается в благословении.
В Мидраше (Ваикра Раба, 30:14) говорится, что эти четыре вида растений содержат в себе намек на человека. Лулав представляет собой его позвоночник. Ведь и в самом деле необходимо, чтобы у всей этой связки был твердый хребет. Тогда она сможет выпрямиться и высоко поднять голову. Есть и еще одно дополнительное условие, имеющее важное символическое значение. Лулав не просто возносится над остальными растениями, есть также запрет, чтобы его верхушка была раздвоена! Если он выглядит, словно вилка с несколькими зубчиками на конце, и один зубчик смотрит в одну сторону, а второй – в другую, такой лулав непригоден для исполнения заповеди. Если в центральном листе лулава есть трещина, иногда он остается кошерным. Для этого трещина не должна быть глубокой, и он не должен выглядеть как два листа, отошедших друг от друга. Но разделение верхушки листа не имеет допустимой меры: если она хоть немного разделена, это делает его негодным.
Ведь нельзя допустить, чтобы во главе, на вершине говорили два разных голоса.
Сколько же жизненных уроков можно извлечь из законов вечной Торы!