Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства… —
Декларация Независимости США
Тора — декларация человеческих прав?
Без тени смущения отцы-основатели США утверждают, что именно Бог наделил всех людей «определенными неотчуждаемыми правами».(1) Но на самом ли деле права человека особый дар Бога? Есть ли в Танахе стих, который обещает человечеству право на жизнь, свободу и стремление к счастью?
Нет, Тора не говорит о правах человека. Но зато, безусловно, говорит о святости человеческой жизни, характеризуя первых мужчину и женщину как созданных по образу и подобию Бога.(2) Читая Танах, мы понимаем, что все люди несут ответственность за свои ошибки, будь то царь или обычный человек. Фактически лидеры народа часто придерживаются даже более высоких стандартов, чем остальные.
Например, Моше Рабейну подвергается жесткой критике за малейшее нарушение, а цари получают резкие выговоры от пророков, когда хоть немного отклоняются от нужного курса правления. Согласно еврейскому закону, и богач, и нищий должны иметь равное положение при судебной тяжбе. Оставаться безразличным, когда кому-то причиняют боль, считается преступлением. Если сирота или вдова взывают к Всевышнему из-за того, что кто-то их притесняет, Бог считает это личным оскорблением.
В сочинениях европейских мыслителей того времени, таких как, например, Джон Локк, Тора цитируется больше, чем все остальные сочинения вместе взятые.(3)
Неудивительно, что Джон Адамс, второй президент Соединенных Штатов Америки, писал:
«Я утверждаю, что евреи сделали больше для человеческой цивилизации, чем любая другая нация на земле. Даже если бы я был атеистом и верил в слепую судьбу, то всё равно верил бы в то, что этой судьбе было угодно именно евреев избрать для хранения и передачи всему человечеству идеи о высшем разуме, могучем и мудром, правящим вселенной, что является великой основой всей морали и как следствие всей цивилизации».
Бороться ли за свои права
Американские колонисты чувствовали, что их предпринимательские и политические права нарушены — настоящий удар на фоне царивших тогда принципов просвещения, и они не собирались это терпеть. Они боролись за свою свободу, и, как только независимость была получена, молодое и идеалистическое американское правительство приняло на себя обязательство защищать эту свободу.
Таким образом, Америка стала страной, обеспечивающей человеческие права, и не только прав на свободу и демократию, но и права каждого человека или группы людей защищать свои убеждения. Женщины, рабочие, меньшинства — каждая из притесняемых групп стала озвучивать свои ожидания, апеллируя к людям, которые не входили в ту же категорию. И, конечно, огромные социальные улучшения коснулись сферы правозащиты.
Но даже если американская революция была основана на идеях Танаха, то в Торе все же нет стиха, в котором говорилось бы: «И сказал Господь Моше: «Каждый человек наделен правом на жизнь и свободу»». С другой стороны, среди Десяти Заповедей Бог упомянул “Не убивай”(4) — то есть помни, что у каждого человека есть право на жизнь.
И так же нет стиха, похожего на: «Дорогие дамы, у вас есть права! Не позволяйте никому вами пользоваться». Вместо этого Тора обязывает мужа заботиться о своей жене десятью способами, включая:
- Обеспечение ее средствами к существованию;
- Предоставление ей одежды и крова;
- Удовлетворение ее потребности в близости;
- Выплачивание ктубы (то есть суммы, установленной при заключении брачного договора для жены по закону в случае развода);
- Обеспечение медицинской помощи и ухода, если она заболеет.(5)
А в дополнение к десяти вполне конкретным обязательствам Маймонид пишет: «Повелели мудрецы, чтобы муж уважал жену больше, чем себя, и любил её так же, как себя. И если есть у него средства, пусть умножает ей всякие блага в соответствии со средствами, и пусть не наводит на неё лишнего страха, и пусть будет разговор его с ней мягким, без раздражения и гнева».(6)
Точно так же Тора говорит о наших обязательствах перед животными, призывая уважительно к ним относиться: «Если увидишь, что осел врага твоего лежит под ношей своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно, развьючьте осла вместе».7 Талмуд выводит из этого стиха, что облегчение страданий животного — установленный Торой закон.8 Помимо этого Талмуд говорит, что человек не может купить животное, если у него нет достаточно средств, чтобы его прокормить, а также в течение дня он должен обеспечивать своих животных едой прежде, чем даже самого себя.
Альтернатива борьбе
Вместо того, чтобы зачитывать нам наши права, Тора заповедует уважать других. Один из самых известных во всем мире стих гласит: «Люби ближнего своего, как самого себя».(9) Рабби Акива говорит, что это самый главный принцип Торы.(10) И это было бы сопоставимо с тем, как если бы Декларация Независимости начиналась словами: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы для того, чтобы относиться к другим с любовью и уважением».
Но это не так. Потому что история правозащиты в Европе и Америке зародилась в обществе, где изначально большинство людей рассматривалось как движимое имущество, товар, и именно в связи с этим они начали требовать для себя некоторых свобод и прав.
В Торе же, в противоположность этому, человек изначально считается свободным. История становления нашего народа начинается с выхода из Египетского рабства. После того, как наше врожденное чувство свободы было восстановлено, Бог захотел, чтобы мы создали общество, стали нацией. Как народ, братство людей мы несем ответственность друг за друга. В иудаизме акцент делается именно на работу человека в этом мире. Говоря о смысле жизни, Талмуд откровенно говорит: «Я был создан лишь для того, чтобы служить своему Учителю (Богу)».(11)
Даже самые далекие от религии евреи обычно ставят некие идеи выше собственных прав, даже не осознавая, что тем самым придерживаются наиважнейшей ценности Торы. Например, евреи печально известны тем, что нередко голосуют против своих собственных классовых интересов, чтобы добиться социального равенства.(12) Так же ни для кого не секрет, что евреи озабочены благотворительностью; в 2010 году 5 из 6 ведущих филантропов Америки были евреями!(13) В еврейских общинах широко распространена идея организаций, занимающихся социальным обеспечением. Вне зависимости от того, осознаем мы это или нет, еврейский народ славится тем, что ставит служение Всевышнему выше всего.
На личном уровне даже небольшое смещение акцента с наших собственных прав на желание услужить другому человеку может существенно изменить наши отношения. Когда основное внимание уделяется нашим правам и ожиданиям от партнера, разочароваться довольно легко. Я — жена, я заслуживаю поддержки. Я — муж, я заслуживаю вкусных обедов. Но когда основное внимание уделяется интересам партнера, нам легче увидеть свою роль в построении отношений. Конечно, должен быть баланс, обеспечивающий защиту личных границ, но когда основной акцент делается на то, что мы сами должны вложить в отношения, это рождает большее смирение.
Во-первых, что хочет Бог
Рассказывают, как ученик первого хабадского ребе, рабби Шнеура Залмана из Ляд, вошел в его кабинет для личной встречи. «Ребе, — начал он, — в этом году я потерял большую часть своего состояния. У меня есть семья, которую необходимо содержать. Есть малоимущие люди, которых я поддерживаю финансово. Что же мне теперь делать?» Было очевидно, что этот человек абсолютно разбит.
Ребе выслушал его историю и на несколько секунд погрузился в раздумья. Наконец он ответил: «Во всех этих словах я слышу от тебя только о том, что ты сам ожидаешь получить от Бога. Но как насчет того, что Бог хочет от тебя?».
Будучи человеком чувствительным, ученик сразу упал в обморок. Он был настолько шокирован высшей истиной, которую открыл ему ребе, что испытал глубочайший стыд. Как, как он мог упустить ее из виду?! Когда мужчина очнулся, ребе благословил его на финансовый успех, и вскоре он восстановил свое состояние.
Я не думаю, что ученик ребе чувствовал, что наделен правом требовать что-то от Всевышнего. Он пришел со смиренной мольбой. И несмотря на это, ребе напомнил ему, что для людей абсолютно естественно думать о том, что они хотят от Бога, однако уже не настолько естественно задумываться, чего же хочет от нас Бог. И когда мы ставим интересы Бога выше собственных, то часто обнаруживаем, что в процессе служения Ему удовлетворяются и наши потребности.
Сноски
- Но если наши неотчуждаемые права исходят от Бога, почему это должно быть самоочевидным? Изначально Томас Джефферсон выразил эту мысль несколько иначе: «Мы исходим из священной и неоспоримой истины». Но Бенджамин Франклин предпочел более гуманистическую формулировку — «самоочевидная истина», — определяя тем самым права человека как нечто очевидное для человеческого разума.
- Берешит, 1:27.
- Гордон Шошет, Фаня Оз-Зальцбергер и Мейрав Джонс, Политический гебраизм: иудейские источники в ранней современной политической мысли (Иерусалим: Шалем Пресс, 2008).
- Шмот, 20:13.
- Мишне Тора, Хилхот Ишут 12:1–4.
- Там же, 15:19, основываясь на Талмуде, Йевамот, 62b и других источниках.
- Шмот, 23:5.
- Талмуд, Бава Меция 32a–33a.
- Ваикра, 19:18.
- Берешит Раба, 24:7.
- Талмуд, Кидушин, 82a.
- Например, при коммунистической революции участников-евреев было в разы больше остальных. В Германии до Второй мировой войны большинство евреев поддерживали левое правительство, хотя многие из них принадлежали к высшему классу и при правлении левых облагались бы суровыми налогами. В Америке большинство евреев демократы и поддерживают политику партии, даже если это означает более высокие налоги.
- Статья Джейкоба Беркмана «Евреи заняли 5 из 6 первых мест в ежегодном списке самых щедрых благотворителей США», опубликованная в газете Jerusalem Post 9 февраля 2011 года. Разумеется, учитывая, что евреи составляют менее 3% населения Соединенных Штатов, это и впрямь огромная доля благотворителей.