В следующем году в Иерусалиме!
Седер Песах заканчивается в соответствии с его законами, правилами и установками. Так как мы заслужили право организовать и провести Седер, следовательно, удостоены также права его завершить и поблагодарить Создателя за эту прекрасную и дорогую для нас возможность:
Мы поем из пиюта Нирца:
Чистый, обитающий в Вышине, восстанови неисчислимую общину!
Приблизь и введи в Сион искупленными побеги Твоих насаждений.
В следующем году — во вновь отстроенном Иерусалиме!
В следующем году в Иерусалиме!
Мы завершаем Седер Песах словами молитвы: «В следующем году в Иерусалиме». Любая синагога в мире обращена лицом к Иерусалиму. Это средоточие наших чаяний и стремлений, а не просто некое место на карте или географический центр. Это также важнейшее для иудаизма понятие и фундаментальная идея.
Талмуд говорит, что Сотворение началось с Иерусалима, и мир произрастал из этой точки на карте Творения. Средневековые карты обозначают Иерусалим как эпицентр Азии, Европы и Африки. Весь мир прислушивается к этому городу; именно здесь средоточие всех сил. Отсюда светит для всего мира и всех народов духовный маяк Создателя.
Название ירושלים (Йерушалайм, Иерусалим) означает «увижу город мира, покоя». Мир, шалом, — больше, чем отсутствие конфликта; это безусловная гармония человечества, неподдельно передающая свет (видение) Небесного Иерусалима. Иерусалим — ощущение Б-га в наших жизнях, метафора совершенного мира. Иерусалим даёт нам надежду на достижение высоты в освящении мира, — в том, что мы, как люди, должны делать и на чем обязаны сосредоточить свои духовные поиски.
В Египте мы ещё не усвоили этот урок: мы были истощены тяжёлой работой (Шмот 6:9) и погрузились в бездну египетской тьмы, бездуховности. Когда, наконец, произошло искупление, и начался Исход из Египта, это случилось так быстро и поспешно, что в те суровые времена мы не смогли осознать полного значения происходящих событий. Это помогает нам понять, почему мы, год за годом, на исходе вечера 14 нисана по еврейскому календарю, чувствуем себя «выходящими из страны Мицраим», и каждый успешный Седер добавляет новый смысл первоначальным событиям и приближает нас к истинному искуплению и геуле.
Когда Седер заканчивается, мы переживаем обновление всего и вся в наших душах и чувствуем процесс искупления.
Мы восклицаем: «В следующий год в Иерусалиме». Мы возвращаемся домой. Мы вернемся домой!
Завершающая ночь
рав Том Майер
Пасхальный Седер завершен в согласии с его законами, постановлениями и правилами… В следующем году в Иерусалиме!
Сегодня вечером евреи празднуют Песах по всему миру: в Москве, Мельбурне, Милуоки, Париже, на Тибете и в Тель-Авиве. Мы — это каждая клеточка, составляющая единое тело еврейского народа.
Как замечательно быть евреем и видеть свою миссию в истории!
Мы благодарны за возможность отмечать Седер. Надеюсь, что мы сделали всё надлежащим образом и возвысили себя и оказались на ступень выше, чем прежде, совершенствуясь и становясь лучше.
Оглянитесь вокруг, посмотрите на семью и друзей, а затем спросите себя: «Нам открылась эта истина? Мы поняли красоту и ценность привилегии быть евреем? Мы ценим нашу миссию в реальной жизни?»
Наша завершающая молитва звучит в таких словах: «В следующем году в Иерусалиме». Пусть мы все отметим Песах в следующем году, когда придёт Машиах, и еврейский народ объединится в своем доме, в мире и понимании.
В полночь прошёл он…
рав Шрага Симмонс
Приблизьтесь к эпохе Машиаха: это ни день, ни ночь. Покажи, Вс-вышний Б-г, что день и ночь — Твои. Назначь стражей в Твоём городе (Иерусалиме) на весь день и на всю ночь. Освети светом дня темноту ночи. Ибо в полночь он пройдет…
Почему мы поём о полуночи?
В иудаизме ночь означает изгнание, а день — искупление, спасение.
Это стихотворение показывает, что искупление совершается в ночное время — тогда, когда ночь темнее тёмного, то есть силы Зла сгущаются больше обычного. В Египте мы в одночасье стали рабами, а затем, как по волшебству, в самой тёмной точке ночи мы освободились. Рав Абарбанель объясняет, что грань искупления — весьма тонка!
Это объяснение и того факта, почему пасхальный Седер — единственная мицва в Торе, которую нужно обязательно исполнить ночью.
Кто знает Единого?
рав Шрага Симмонс
Кто знает 13? Я знаю 13. Тринадцать — это число атрибутов Создателя — Шлоша-асар мидайа; 12 — это 12 колен Израиля — шнеим асар шивтайа; 11 — 11 звёзд (из сна Йосефа —эхад асар кохвайа); 10 — Десять Речений — асара дибрайа (Асерет диброт) ; 9 — 9 месяцев беременности, тиш’а йерхей лейда; 8 — восьмой день – день брита – шмона йемей мила, обрезания; 7 — 7 дней недели, шив’а йемей шабта; 6 — 6 разделов Мишны, шиша сидрей мишна; 5 — 5 книг Торы, Хумаш, Пятикнижие Моше рабейну; хамиша хумшей Тора; 4 — арба имаот, 4 матери Израиля, матриархи, 3 — шлоша авот — 3 отца еврейского народа, патриархи; 2 — 2 Скрижали Завета, шней лухот ѓа-брит; и 1 — наш Всевышний, Б-г — эхад Элоѓейну, ше-ба-шамаим у-ва-арэц, единый на Небесах и на земле.
Шлоша-асар ми йодеа?
Шлоша-асар ани йодеа
Шлоша-асар мидайа,
Шнеим асар шивтайа,
Эхад асар кохвайа
Асара дибрайа,
Тиш’а йерхей лейда,
Шмона йемей мила,
Шив’а йемей шабта,
Шиша сидрей мишна,
Хамиша хумшей Тора,
Арба имаот,
Шлоша авот,
Шней лухот ѓа-брит, Эхад Элоѓейну,
Ше-ба-шамаим у-ва-арэц
Каково значение этих 13 категорий?
Комментаторы объясняют, что это — заслуги еврейского народа, благодаря которым бней Исраэль вызволили из египетского рабства; они перечислены в порядке важности!
Например, мы были искуплены благодаря:
Мы собирались получить Тору на горе Синай (2, 5, 10)
Б-г обещал матриархам и патриархам, как написано в Шмот 2:24 (3, 4)
Б-г заключил Завет с еврейским народом, основанный на обязанности хранить Устный Закон, который записан в Талмуде (Гиттин 60b) — (6)
Евреи обязаны хранить шабат (7)
Евреи должны совершать обрезание (8)
Еврейские женщины, рискуя жизнью, рождали детей в Египте (9)
Праведные сыновья Яакова (11, 12)
Любовь и сострадание Г-сподни (1, 13).
Хад гадья
рав Шрага Симмонс
Отнимет Б-г у смерти меч,
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонек,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил,
Две целых зузы заплатил.
Козлик, козлик.
В этой детской песенке много символических значений. Первое объяснение. Б-г («отец»), покупает козлика (еврейский народ), который стоит 2 зузы (монеты) — две скрижали, данные на горе Синай. Затем гонители пытаются уничтожить еврейский народ. Но, в конце концов, Б-г отомстит угнетателям и искупит (освободит) наш народ.
Второе объяснение предложено раввином Носоном Адлером (XIX в, Германия). Он однажды услышал спор между двумя мужчинами, каждый из которых принимал одну из сторон спорящих мужчин. Рав Адлер подошёл к ним и услышал:
— В песне Хад Гадья, кот был неправ, когда сожрал маленького козлика.
Собаку, по-видимому, оправдали за то, что она покусала кота.
Если это так, то палка не должна бить собаку.
— Тогда огонь поступил справедливо — сжёг палку.
— Если это так, то вода не должна тушить огонь.
Поэтому вол был прав, что выпил воду.
— Если это так, то шойхет не должен был закалывать вола.
— Поэтому ангел поделом умертвил шойхета.
— Однако, если это так, то Б-г не должен был поражать ангела.
— Итак, почему Б-г сделал именно так?»
Рав Адлер сказал: «Кот, действительно, был неправ, напав и съев козлёнка. Но и собака была не права, вмешавшись в чужой спор. Стало только хуже. Поэтому собаку и побили. Но и палка тоже была не права! И так далее. Поэтому, в конце песни, Б-г был справедлив по отношению к наказывающему ангелу, который «не должен принимать участия в чужих спорах».
Урок для нас?
Зачастую наше вмешательство в чужую жизнь только усиливает агрессию и повышает накал озлобленности.
Если мы видим несправедливость, нам не нужно занимать позицию «вершителя чужих судеб» и брать закон в свои руки. Мы должны искать другие способы возмездия или достижения справедливости. И эти способы могут обойтись без длинного перечня взаимных обвинений и контратак.