Что произошло?
История о золотом тельце часто рассматривается как один из самых позорных моментов в истории еврейского народа. В книге Шмот, главы 31-32, Тора рассказывает, как спустя три месяца после исхода из Египта и всего лишь через 40 дней после получения Торы на горе Синай еврейский народ создал золотого идола и поклонился ему. Совершив роковую ошибку в подсчетах даты обещанного возвращения Моше с Синая, еврейский народ подумал, что их лидер умер. Они решили заменить его, и с помощью Аарона создали золотого тельца и поклонились ему.
История
На 15-й день еврейского месяца Нисан еврейский народ покинул Египет и начал свое странствие по пустыне. Спустя 49 дней, на 50-й день, шестого (или седьмого(1)) Сивана, Всевышний дал евреям Тору. Стоя у подножия горы Синай, они стали свидетелями Божественной Славы, спускающейся на гору, и услышали Десять Заповедей. На следующий день Бог повелел Моше подняться на гору и оставаться там в течение 40 дней, пока Он научил бы его всем законам и подарил ему скрижали завета, на которых были вырезаны Десять Заповедей.(2) Моше простился со своим народом, и дал указание ждать его через 40 дней.
Когда Моше сказал людям про 40 дней, он имел в виду 40 полных дней — суток. И поскольку Моше ушел утром, этот первый день не нужно было засчитывать за полный. Однако евреи просчитались и ожидали, что Моше вернется 16-го Тамуза. Однако их ожидания не оправдались, и когда они увидели, что Моше никак не появится, начали паниковать. Великий комментатор Торы Раши(3) описывает, как сатан заставлял в тот день небо темнеть раньше срока и вызывал у людей чувство беспричинной тревоги, которое в какой-то момент наполнило весь лагерь сынов Израиля.
И пока это происходило, эрев рав («множественная толпа») — группа людей, состоящая из египетского сброда и изгоев(4), которые вышли из Египта вместе с евреями во время Исхода и которые были неискренни в своей приверженности Всевышнему — стали пытаться убедить людей, что Моше был погиб и что теперь им нужен был новый лидер. Испугавшись, еврейский народ собрался вокруг Аарона, брата Моше, и потребовал, чтобы он сделал им нового лидера. (Комментаторы отмечают, что на данный момент людям нужен был только новый лидер вместо Моше, а не новый Бог.5) Аарон сказал людям разойтись пока по домам, чтобы собрать все имеющиеся в домах золотые украшения своих жен и принести ему. Таким образом Аарон пытался оттянуть время до прихода Моше, потому что знал, что женщины не захотят расставаться со своими украшениями. Однако обезумевшие мужчины мгновенно сами сняли свои драгоценности и бросили их в огонь. И из пламени появился золотой телец.
Что касается того, кто на самом деле сформировал тельца, существует три различных мнения:
- Его создал Аарон, сформировав форму тельца из расплавленного золота.6
- Колдуны из числа эрев рав сформировали его, используя магию.7
- Миха, один из эрев рав, жизнь которого когда-то была спасена Моше, создал тельца в одиночку. Когда еврейский народ покидал Египет, Моше отправился за гробом Йосефа, так как хотел выполнить просьбу этого праведника о том, чтобы его останки были спасены из этой нечистой земли вместе с евреями. Однако, пытаясь помешать евреям уйти, египтяне затопили гроб Йосефа в Ниле. Моше взял металлический диск, написал на нем слова «алей шор» («поднимись, бык») и бросил его в реку, заставив таким образом гроб Йосефа (который сравнивался с быком) подняться на поверхность реки. Миха же, наблюдая за этим удивительным процессом, украл этот металлический диск и теперь использовал его для создания тельца, бросив его в огонь.8
Затем эрев рав обратились к еврейскому народу: «Это бог твой, Израиль, который вывел тебя из Египта!»(9) Аарон построил жертвенник и повелел евреям идти спать и набираться сил, сказав, что «завтра будет праздник Богу».(10)
На следующий день люди встали очень рано и сразу направились к золотому тельцу, которому стали приносить жертвы и поклоняться. Тора говорит нам: «И уселся народ есть и пить, и поднялись забавляться», и Раши объясняет эти слова тем, что, помимо праздничной трапезы с мясом и вином и идолопоклонства, евреи также совершали некие акты безнравственности и и даже убийства.(11)
Причастность Аарона
Среди комментаторов Танаха существует большая дискуссия о том, почему Аарон стал заниматься созданием золотого тельца. Как мог Аарон, пророк Всевышнего и будущий первосвященник играть такую активную роль в вопиющем случае идолопоклонства? Раши и большинство других комментаторов объясняют, что Аарон пытался остановить народ. Он знал, что они все равно не будут его слушать, но надеялся, что если он сможет задержать их на достаточное время, Моше успеет вернуться, прежде чем произойдет что-то серьезное. И поэтому, как уже было сказано, он отправил евреев собирать украшения их жен. Также объясняется, что Аарон знал, что еврейские женщины слишком сильно верят в Моше и Всевышнего, а потому не захотят быть вовлеченными в этот бунт и воспротивятся, что еще больше задерживит мужчин.(12) И строительство жертвенника также было частью этой стратегии.(13)
Другие причины, по которым Аарон мог заняться золотым тельцом:(14)
- Прежде чем евреи пришли к Аарону с требованием определить нового лидера, они отправились к Хуру, сыну Мирьям, сестры Аарона. Хур упрекнул евреев и отказался помочь им, и разгневанные люди убили его. Аарон видел происходящее и понимал: «Если я не помогу им, они убьют и меня, перед этими одержимыми людьми нет преград. Хур был пророком Всемогущего, а я Его священник. Если народ убьет и пророка, и священника, их грех будет непростительным». Поэтому он решил помочь людям, что постараться свести к минимуму их грех.(15)
- Из своей огромной любви к евреям Аарон решил, что «лучше, чтобы в грехе был виновен я, а не они». Мидраш объясняет эту идею. Когда-то жил некий принц, который однажды рассердился на отца и решил свергнуть его с престола. Он схватил меч и пошел пошел в покои царя. Один из учителей принца в это время проходил мимо и сразу понял, что задумал юноша. Он предложил: «Я могу помочь тебе. Дай мне свой меч». Когда царь смог предотвратить покушение, он узнал, что учитель его сына руководствовался самыми добрыми намерениями учителя и лишь пытался переложить вину с принца на себя. Тогда он щедро наградил учителя, назначил его на высокий пост и одарил множеством подарков. И подобно учителю из этой притчи, Аарон был одарен положением первосвященника в качестве достойной награды за желание взять на себя ответственность за сотворение золотого тельца.(16)
- Аарон понял, что если именно он будет тем, кто создаст тельца, то позже он сможет рассказать людям, что у этого металлического образа нет сущности, и все это просто глупость. Потому что если бы его создавал кто-то, кто действительно верил в его силу, то люди были бы готовы следовать за ним. Но если сам создатель идола, отрицает свою силу, людям проще признать его бесполезность.(17)
Моше разбивает скрижали
Между тем на горе Синай Бог сказал Моше спуститься. «Твой народ развратился. Они уже отклонились от пути, который я указал им. Они создали золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Теперь же я уничтожу этот народ, потому что они люди упрямые и жестоковыйные. А восстановлю я еврейский народ через тебя и твоих детей (тех, кто не ослушается и не восстанет против меня)».(18)
Моше начал усердно молиться о том, чтобы Бог оставил свой гнев. Затем он спустился с горы и вместе со своим учеником Йеошуа, который ждал его у подножия все это время, развернулся, чтобы войти в лагерь. Его взгляду открылось ужасное. Пьяное пиршество, богохульство, прелюбодеяние и идолопоклонство. Шокированный и возмущенный, Моше бросил на землю скрижали, которые были написаны и даны ему самим Всевышним, и разбил их. Моше рассуждал так: «Если в отношении пасхальной жертвы, которая является лишь одной из 613 заповедей, Тора говорит, что отступник не может принять в ней участие, так тем более значит, что вся Тора не должна быть дарована этим людям».(19)
Приводятся и другие причины, почему Моше разбил скрижали:
- Моше подумал: «Лучше, чтобы евреи сравнивались с незамужней женщиной (которая вступает в беспорядочные связи), чем с замужней». Скрижали олицетворяли брачный контракт между Богом и евреями (а дарование Торы символизировало хупу), поэтому, как только скрижали были бы переданы народу, наказание стало бы гораздо жестче. Моше уничтожил брачный договор, чтобы свести к минимуму тяжесть греха и последующее наказание.(20)
- Рабейну Бахайе говорит, что когда Моше спустился с горы, слова, вырезанные в каменных скрижалях, исчезли. Это были особенные буквы, выгравированные по обеим сторонам камня, и при этом читаемые с каждой стороны скрижалей. Содержащие в себе десять заповедей, скрижали символизировали союз тела и души, поэтому, когда буквы, олицетворяющие духовность, исчезли, камни, как и человеческое тело после ухода души, стали невероятно тяжелыми. Моше не смог больше выдерживать их вес, поэтому уронил их.(21)
Лучший лидер
Талмуд утверждает, что когда Моше разбил скрижали, Бог благосклонно отнесся к его действиям и похвалил его.(22) Но это кажется странным: даже если бы то, что Моше разбил скрижали, было оправдано Всевышним, почему это было достойно похвалы?
Это становится еще более странным, когда мы смотрим в самый конец Торы. Тора заканчивается описанием величия Моше, и последние ее слова (Дварим, 34:10-12): «и не было более пророка в Израиле, подобного Моше… По всем могучим деяниям и по всем страшным свершениям, которые совершил Моше на глазах у всего Израиля». Раши, заканчивая свой комментарий ко всей Торе, пишет: «Под могучими деяниями, совершенными на глазах народа, имеется в виду разбивание скрижалей и то, что Бог согласился с таким решением и похвалил Моше». Невероятно! Вся Тора заканчивается заявлением о том, что разбивание Моше скрижалей, являющееся результатом, возможно, самого серьезного греха, когда-либо совершенного еврейским народом, было достойным похвалы. Как такое возможно? В чем причина?
По правде говоря, разбивание скрижалей было самым большим проявлением любви Моше к своему народу и являлось окончательным знаком того, что он настоящий и лучший лидер. Все существование Моше было Торой. Задача его жизни заключалась в том, чтобы получить Тору от Бога и научить ей евреев. Связь Моше с Торой настолько сильна, что Пятикнижие даже называют «Торой Моше».(23) Но все же он был готов пожертвовать Торой ради своего народа. Когда он увидел, что они согрешили, и понял, что если бы он передал им скрижали, то их наказание было бы более серьезным (как объяснялось в Мидраше выше), он решил разбить скрижали. Настолько велика его любовь к своему народу, что даже когда они были в поистине позорном состоянии и предавались идолопоклонству, Моше все еще был готов «разбить Тору» ради них. Будучи истинным еврейским лидером, он готов был поставить свой народ на первое место. Вот почему Бог не только согласился с его действиями, но и похвалил его, ведь это было важнейшим отличительным признаком преданного лидера. Вот почему Тора заканчивается намеком на этот инцидент, потому что это был определяющий момент для качеств Моше.(24)
Последствия
Моше стер золотого тельца в порошок, смешал его с водой и дал согрешившим выпить этот раствор, что привело к их гибели. Затем он повелел представителям колена Леви, которые в очередной раз остались верны Всевышнему, чтобы те продолжили поиски идолопоклонников в среде народа и уничтожили их. Бог же наслал на стан Израиля мор, убив этим еще тысячи людей.
Раши объясняет, что эти три наказания были определены для трех типов грешников. Те, кто согрешил в присутствии свидетелей и были при этом надлежащим образом предупреждены, были убиты мечом. Это соответствует закону, согласно которому, если большинство жителей города совершают идолопоклонство, их наказанием становится обезглавливание. Те, кто согрешил при свидетелях, но не был предупрежден, погибли от мора, а те, кто согрешил без свидетелей или предупреждений, погибли, когда проглотили воду с прахом тельца.(25)
После этого Моше еще дважды возвращался на гору Синай, оставаясь там по 40 дней, и, наконец, окончательно спустился в Йом Кипур, принеся народу вторые скрижали и передавая этим, что сыны Израиля были прощены Всесильным.
Вопросы и ответы
Эпизод с золотым тельцом вызывает много самых базовых вопросов. Как евреи могли совершить такой страшный грех всего лишь через 40 дней после получения Торы? Получение Торы было самым духовно значимым моментом в нашей истории, и евреи, конечно, были тогда на невероятно высоком духовном уровне. Как же они так быстро пали, нарушив первые две из Десяти Заповедей? Кроме того, в чем был смысл золотого тельца? Неужели евреи действительно думали, что неодушевленная металлическая статуя может заменить Моше, молиться Богу от их имени и вести их через пустыню в Святую Землю? Если им так нужен лидер, почему бы не назначить на это место Аарона, Йеошуа, Хура или одного из старейшин? Почему они сразу же обратились к идолопоклонству?
Талмуд утверждает, что в этот момент еврейский народ был совершенно праведным и невосприимчивым к греху.(26) Грех золотого тельца был совершен «по воле Царя, чтобы раскрыть ворота раскаяния для всех нуждающихся в нем». Всевышний подтолкнул евреев к греху, чтобы установить для будущих поколений концепт раскаяния: оно принимается всегда, вне зависимости от того, насколько серьезен грех. И если был прощен даже такой страшный грех, как создание золотого тельца и поклонение ему, тогда и все другие грехи могли быть прощены.
Более глубокое объяснение этой талмудической мысли мы находим в хасидских учениях. Во время дарования Торы евреи были духовными гигантами, они были связаны с Богом с позиции духовного величия. Однако эта связь осуществлялась только через их признание и понимание Всевышнего. Сущность Бога, которая намного выше способности человека ее ощущать и осознавать полностью, оставалась далекой от евреев. Чтобы по-настоящему соединиться с Божественной сущностью, человек должен представить себя как ничто, небытие, нечто несуществующее, чтобы образовать некий вакуум, в котором может проявиться сущность Всемогущего. Этого возможно достичь через раскаяние. Только когда евреи согрешили и впоследствии раскаялись, они создали этот вакуум, став словно пустыми сосудами, которые могут наполниться божественностью. «Раскрыть ворота раскаяния для всех нуждающихся в нем» означает не только кающихся всех последующих поколений. Евреи, которые стояли на горе Синай, согрешили, чтобы и сами теперь смогли через покаяние лучше соединиться с Богом.(27)
Ангелы и телец
Другое объяснение иначе представляет мотивы евреев, которые создали тельца, и проливает свет, в котором мы так нуждались, на всю историю.
Как мы знаем из хасидских учений, цель создания мира состоит в том, что мы должны сделать его местом, где может обитать Всевышний, посредством Торы и заповедей. Когда мы изучаем Тору и выполняем заповеди, мы добавляем святости и божественности в этот мир и пропитываем физическое измерение духовностью. До дарования Торы это было невозможным, потому что «небеса принадлежали Богу, а земля — человеку».(28) Когда Бог спустился с небес на гору Синай, Он повелел нам “построить мост” для соединения небес и земли, чтобы этого разделения больше не существовало. С этого момента божественность и материальность способны объединяться, и, таким образом, когда мы берем некий физический объект и выполняем с его помощью какую-либо заповедь, мы наполняем материальность духовностью.
Это может звучать парадоксально, но евреи создали золотого тельца в попытке сотворить место, где может обитать Всевышний. Они хотели спустить божественность на весь мир. Они знали, что однажды Бог скажет Моше, что евреи должны построить для Него святилище и установить в нем фигуры ангелов — керувим. Керувим (херувимы), две золотые фигурки с детскими лицами, находились в Святом Святых Храма на верхней части ковчега, и оттуда, из пространства между керувим, Всевышний обращался к коэну. В самом святом месте на земле, куда мог входить только первосвященник и только один раз в год, находились две золотые скульптуры — и там пребывала Шхина.(29)
Евреи знали это и хотели создать свою собственную версию такого ангела. Они тоже хотели испытать Божественное откровение и достичь максимального единства с высшим из миров. Они искренне желали обрести контакт с Богом. Однако их подход был неправильным. И хотя золотой телец был похож на ангела, в этих скульптурах было фундаментальное различие. Когда Бог повелел сделать керувим, Он не говорил о тельце. Истинная связь с Богом может быть достигнута только тем путем, о котором говорит сам Всевышний, а не тем, который придумываем мы сами, ориентируясь на то, что нам кажется правильным. связь с богом может быть установлена только на Его условиях, но не на наших. Проблема евреев (и в данном случае, и на примере нескольких других эпизодов нашей истории) заключалась в их неспособности признать это. Они всем сердцем стремились приблизиться к Всевышнему, игнорируя при этом Его волю. Попытка создать золотого тельца продемонстрировала, что народ больше заботился о том, чтобы духовно подняться, вместо того, чтобы прислушиваться к Нему и ставить во главе всего Его желания.(30)
Изначально евреи вовсе не собирались грешить. Однако их способ наладить связь с Богом был придуман самостоятельно и не следовал велению Всевышнего, а потому в итоге привел к духовному падению. Когда евреи начали действовать, исходя из своих интересов, они стали воспринимать их как более важные, чем интересы самого Бога, что в конце концов побудило некоторых из народа полностью предаться собственным страстям и совершить страшный грех.
Сноски
- Среди мудрецов существует мнение, что Тора была дана седьмого Сивана. Однако общепринятое мнение заключается в том, что это произошло шестого числа.
- Шмот 24:12-18, Раши.
- Шмот 32:1.
- Шмот 12:38, Раши.
- См. комментарий Рамбана на Шмот 32:2. См. также Ликутей Сихот. 11, стр. 143-145, где показано, что Раши придерживается этой точки зрения.
- Шмот 32:4, Раши.
- Там же.
- Там же.
- Шмот 32:4.
- Шмот 32:5.
- Rashi, Шмот 32:5.
- Танхума.
- Раши и другие.
- Кроме того, с галахической точки зрения, Аарон не совершал греха создания идола. В еврейском законе существует принцип, согласно которому «нельзя использовать чужое имущество, запрещенное к использованию». Например: Вино, налитое для идолопоклонства, становится запрещенным для личного использования. Однако, если кто-то наливает чужое вино для поклонения идолам, оно остается разрешенным. Так происходит потому, что Тора не поощряет нанесение вреда своему ближнему. Аарон был осторожен в словах, чтобы не вышло, что он приобрел золото других евреев для создания идола, а потому говорил людям «принесите его мне», вместо «отдайте его мне». Поскольку золото, из которого создавался телец, никогда не переходило в собственность Аарона, у него не было возможности сделать его идолом, запрещенным для использования. И поскольку Аарон никогда сам лично не поклонялся тельцу, он не отвечал за его создание или за то, что с ним делали другие. См. Ликутей Сихот, том 11, стр. 149-153.
- Ваикра Раба 10:3.
- Там же.
- Йефе Тоар.
- Шмот 32:6-10.
- Шабат 87a, Йевамот 62a, комментарий Раши на эти отрывки.
- Шмот Раба 43:1.
- Рабейну Бахайе, Шмот 32:16.
- Шабат, там же.
- Малахи 3:22. Шмот Раба 30:4.
- Ликутей Сихот, том 34, стр. 217-224.
- См. комментарий Раши на Шмот 32:20.
- Авода Зара 4b, комментарий Раши на этот отрывок.
- Ликутей Сихот, том 15, стр. 408-416.Теилим 115:16
- См. начало Рамбана к главе Трума.
- Ликутей Сихот, том 24, стр. 5-8; том 26, стр. 248-253.