в

Почему евреи сделали именно золотого тельца?

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

«И собрался народ вокруг Аарона и сказал ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, — не знаем, что с ним случилось» (Шмот 32:1).

Пишет Рамбан, что у сынов Израиля не было намерения поклоняться тельцу. И это мы видим из того, что они аргументировали свою просьбу: «мы не знаем, что случилось с Моше». Несомненно, евреи не думали, что Моше и есть Бог и что он собственными силами творил знамения и чудеса. Если бы они хотели заняться идолопоклонством, зачем им было объяснять свою просьбу тем, что Моше отсутствует? И еще, они не сказали «сделай нам божество, которое дает жизнь в этом и будущем мире», а сказали «сделай нам божество, которое шло бы пред нами».

Рамбан объясняет, что евреи просили сделать «другого Моше», говоря: тот Моше, через которого мы получали указания Творца, как идти от Египта до горы Синай, исчез. Евреи желали, чтобы Аарон сделал им «другого Моше», который будет указывать им путь по слову Всевышнего. Поэтому они сказали «сей муж, Моше, который вывел нас», а не «бог, который вывел нас». Им нужен был новый «человек Бога», а не божество.

Рамбан приводит еще много доказательств в пользу того, что евреям нужен был не идол для поклонения, а «проводник» вместо Моше.

Далее Рамбан пишет, что сыны Израиля не сказали Аарону, какую именно форму он должен придать тому, кто пойдет перед ними. То, что это будет телец, решил именно Аарон.

Его намерение было следующим.

Евреи находились в пустыне, месте необитаемом, где царит разрушение, а разрушение и запустение приходят в мир с севера (в духовном плане), как сказано у пророка Ирмияу: «…с севера начнется бедствие для всех жителей земли этой». В видении небесной Колесницы сказано (Йехезкель, 1:10е78а8): «…и лицо быка слева». Следует отсюда, что бык находится в Колеснице на севере (в Торе восток обозначается словом кедем, дополнительное значение которого – перёд). Поэтому Аарон подумал, что разрушитель укажет им путь в месте разрушения, так как там велика сила его, и поскольку будут они там служить Всевышнему, сойдет к ним дух свыше, как было с Моше, и проведет их по пустыне.

Несмотря на возвышенные замыслы, приведшие к созданию тельца, это действие было засчитано евреям как великий грех, поскольку они создали тельца самовольно, не получив на это указание от Господа.

Когда человек сам решает, как ему служить Богу и приближаться к Нему, и не идет дорогой служения, предписанной самым Всевышним, его действия становятся чем-то похожими на действия идолопоклонников, идущих за своим воображением и поклоняющимися богам, выдуманным ими.

Этот материал был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«

 
 
 
 

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий

Хала

Суббота — это не день социального отдыха! Недельная глава Ки Тиса