Обязанность женщины изучать Тору отличается от той, которая возложена на мужчину. Мужчине заповедано погрузиться в изучение Торы до максимально возможной для него степени, даже если изучаемый предмет не имеет для него практической ценности (хотя предпочтение следует отдать областям, имеющим практическое приложение).
Женщине же, с другой стороны, рекомендуют изучение в качестве практического руководства, то есть ознакомление с касающимися ее законами и обычаями для правильного их соблюдения. Изучение Торы сверх этого не требует Алаха и, в действительности, не одобряют алахические авторитеты, хотя женщин и девушек поощряют читать и изучать Сифрей Мусар (книги на этические темы) и подобную литературу. Вот как выразил это Рав Ш. Р. Гирш в своем комментарии к Шма: «Дело в том, что хотя женщины не вовлекаются в специальное изучение Торы и теоретических аспектов Закона, которые оставлены еврейским мужчинам, такое знание нашей священной литературы, которое может научить страху перед Г-сподом и осознанному исполнению наших обязанностей, — все эти знания (как существенно необходимые для надлежащего исполнения нами наших задач) должны составлять часть воспитания ума и души не только наших сыновей, но также и наших дочерей» (Сидур Хирша).
Это объясняет, почему — до начала этого столетия — систематическое образование для девушек было скорее исключением, чем правилом. Оно действительно не было необходимо, поскольку девушки редко отваживались покидать дом и во многих случаях дома же получали воспитание, духовные ценности и те еврейские знания, которые были им необходимы.
Однако все изменилось.
С появлением светского образования для девушек и увеличением возможности воздействия нерелигиозных влияний дом больше не в состоянии нести свою традиционную функцию — быть основой надлежащего воспитания еврейских дочерей.
Ответом на этот вызов было учреждение в Европе различных школ и образовательных систем для девушек. Эти институты, санкционированные и активно поддержанные большинством ведущих авторитетов Торы нашего времени, впоследствии распространились по всему миру и сейчас дают многим девушкам из религиозных семей надлежащее образование, которое предназначено воспитать в них внутреннюю устойчивость и силу духа, столь необходимую для противостояния чуждым влияниям, атакующим их постоянно.
Обширная программа обучения в большинстве школ основывается на мнении, выраженном Хафец Хаимом и другими авторитетами, считающими, что из-за угрозы, порожденной изменившимися обстоятельствами, женщины не только могут, но и должны изучать Письменную Тору, а также ту часть Устной Торы и других Писаний, которая усилит их благочестие или придаст им надлежащее воодушевление.
Следует также сказать, что хотя женщины не обязаны учить Тору, наши Мудрецы утверждают, что в огромной награде, причитающейся тем, кто занимается изучением Торы, они имеют свою долю, помогая и побуждая своих сыновей и мужей исполнять их обязанность учиться.