История мераглим (разведчиков) встречается нам в недельной главе Шлах (Бемидбар, 13-14). В ней рассказывается о 10 людях, которые вернулись из Земли Обетованной с поистине пугающими рассказами. Сыны Израиля восстали против Бога, и в результате Он постановил, что евреи будут блуждать по пустыне 40 лет, и лишь их дети войдут в Святую Землю вместо них.
Разведчики отправляются в путь
Прошло уже больше года с тех пор, как сыны Израиля покинули Египет. Они получили Тору на горе Синай, поклонились золотому тельцу и были прощены, построили Мишкан, где обитала Шхина (Божественное присутствие). Они были готовы войти в Землю Обетованную.
Но люди волновались и спрашивали Моше, можно ли для начала отправить в Израиль разведчиков, которые могли бы своими глазами оценить страну и принести информацию, которая помогла бы евреям завоевать ее. Бог неохотно, но все же одобрил их желание.(1)
Моше послал 12 человек, каждый из которых являлся представителем своего колена, чтобы разведать землю Кнаан:
“Осмотрите страну, какова она, и народ, живущий в ней, силен он или слаб, малочислен он или многочислен; и какова страна, в которой он живет, хороша она или плоха, и каковы города, в которых он живет, открытые они или укрепленные; и какова земля эта, тучна она или тоща, есть ли на ней деревья или нет. Постарайтесь же и возьмите от плодов страны”.(2)
Мераглим, включая Калева и Йеошуа, были сливками израильского общества. До того момента Йеошуа, который должен был стать преемником Моше, был известен как Ошеа, что на иврите пишется так же, как Йеошуа, но без буквы «юд». Моше добавил «юд» к имени Ошеа перед тем, как разведчики отправились в путь, изменив его значение: «Бог спасет вас [от их планов]».(3) Дополнительная поддержка духовной силы, представленная в этом новом имени, поможет Йеошуа трудные времена, которые ждут впереди.
Разведчики провели 40 дней в своей миссии. В стране Кнаан они обнаружили, что ее жители — необычайно высокие люди, «потомки великанов», и ужасно испугались их. Позже они скажут, что чувствовали себя саранчой в их глазах.(4)
Калев почувствовал, что его коллеги-разведчики были недовольны. Он отправился в Хеврон, где молился в Пещере Махпела, чтобы у него хватило сил противостоять мнению товарищей.
Следуя указаниям Моше, мераглим взяли с собой несколько местных фруктов. Гроздь винограда оказалась настолько велика, что потребовалось два человека, чтобы ее нести. Еще шестеро мужчин несли гранаты и инжир. Йеошуа и Калев шли с пустыми руками, так как опасались, что собранные плоды будут использоваться лишь для того, чтобы зарекомендовать Святую Землю как аномальное место.(5)
Доклад
После 40 дней разведки они вернулись к народу Израиля, который располагался станом в пустыне.
«Конечно, — сказали мераглим, — земля течет молоком и медом, но мы не можем ее захватить. Живущие там народы сильны, их города укреплены, и среди них есть настоящие великаны».
Над станом поднялся плач отчаяния. «Лучше умерли бы мы в стране Египетской, или в пустыне этой умерли бы», — воскликнули паникующие люди. «Зачем Бог ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча, чтобы жены наши и малые дети наши стали добычей? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?»(6)
Кто-то даже предложил назначить нового лидера, того, кто вернет их обратно в Египет.
Последствия
Моше и Аарон упали ниц, а Йеошуа и Калев разорвали свои одежды в знак траура.
И теперь настала их очередь обратиться к народу. «Страна, которую прошли мы, чтобы высмотреть ее, страна эта очень и очень хороша! Если благоволит к нам Бог, то приведет он нас в эту страну и даст ее нам, страну, которая течет молоком и медом», — уверенно сказали два храбрых разведчика. «Не восставайте же против Бога и не бойтесь народа той страны, ведь они — пища для нас, ушло благословение их, и с нами Бог! Не бойтесь их!»(7)
Но их слова не нашли отклика в сердцах народа, и дошло даже до того, что Йеошуа и Калева угрожали забросать камнями. В тот же момент Шхина явилась в Шатре Откровения перед всеми сынами Израиля.
Бог показал свое возмущение поведением евреев и намеревался немедленно уничтожить их. Это случилось не в первый раз. За год до этих событий Бог так же хотел уничтожить еврейский народ за грех золотого тельца. Тогда Он научил Моше 13 Качествам Милосердия, формуле, через которую можно было получить Божественное прощение.
И снова Моше умолял о пощаде, увещевая Всевышнего, что если бы Он решил уничтожить евреев прямо там, в пустыне, то другие народы ошибочно могли бы подумать, что у Него нет достаточно сил, чтоб привести их в Землю Обетованную.
После того, как Моше произнес 13 Качеств, Господь согласился смиловаться над сынами Израиля. Однако теперь они не могли так просто войти в обещанную им страну. Сорок лет они вынуждены были скитаться по пустыне, по одному году за каждый день, проведенный мераглим в их экспедиции.
Другим наказанием Всевышнего было то, что в течение этих сорока лет странствований поколение согрешившего народа (от 20 лет и старше) должно было умереть, и в Израиль могли войти только те самые “дети”, родители которых боялись, что они станут добычей жителей страны. Калев и Йеошуа оказались среди очень немногих из представителей своего поколения, кто удостоился войти в Землю Обетованную.(8)
10 разведчиков, которые оклеветали Святую Землю, умерли от мучительной болезни, которая поразила их тела, начиная с языков. Это стало символом греха мераглим, чей грех заключался в злословии в адрес Святой Земли.(9)
Неудавшаяся вторая попытка
Смущенные тем, что теперь им суждено было столько лет бродить по пустыне, нашлись люди, которые попытались отменить свое наказание и решились войти в Кнаан без разрешения Господа.
Но это было ошибкой. «Зачем вы нарушаете веление Бога?» Моше умолял: «Ведь не удастся вам это. Не восходите, ибо Бога нет среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши».
Однако они дерзнули подняться в горы, несмотря на то, что Моше и Ковчег Завета остались в стане. И амаликитяне с кнаанеями, жившие там, спустились навстречу евреям и жестоко разгромили их.(10)
В чем ошиблись разведчики?
Разведчикам было поручено отправиться на Землю Обетованную, принести оттуда плоды и рассказать об обстановке, что они и сделали. Разве они были нечестны или недостаточно добросовестно выполняли свою миссию?
Ключом к пониманию этой истории является то, что Моше не сказал им оценить, сможет ли народ завоевать эту территорию. Если Бог хотел, чтоб евреи поселились в Израиле, значит, наверняка у него был способ это осуществить. Моше попросил разведчиков только сообщить факты, оставив их толкование открытым.
Еврейские мудрецы говорят нам, что мы ведем себя как мераглим в своей собственной жизни. Когда мы сталкиваемся с трудностями и вызовами судьбы, нам нужно воздерживаться от пессимистических настроений. На нашей стороне Бог, и мы сможем добиться успеха.
А в чем разведчики все же правы?
Тора описывает мераглим как глав колен, уважаемых людей в народе. Как же они могли так сильно согрешить? Рабби Шнеур Залман из Ляд объясняет, что у них были самые высокие намерения. В пустыне люди жили идиллической жизнью духовного блаженства. Жизнь вращалась вокруг Мишкана, и главное стремление людей состояло в том, чтобы понять Бога и Его Тору. Разведчики боялись, что при поселении в Израиле евреям придется заниматься работами, связанными с землей (вспашка, посев и жатва), и они упадут со своего высокого духовного уровня. Гигантские плоды и обещания Бога материального богатства пугали их, и они поделились своими страхами с народом.
В конечном счете, они были неправы, потому что цель творения — это не пытаться избежать реальности, а принять ее и превратить в место обитания Всевышнего. И это может произойти только тогда, когда мы взаимодействуем с миром.
Ночь плача
«И плакал народ в ту ночь». Что же это была за ночь? Сказано, что то была ночь 9 ава, в будущем — день разрушения Святых Храмов в Иерусалиме, в каждую годовщину которого еврейский народ будет плакать. «Сегодня вы плакали без причины», сказал Господь. «Так установлю же я день этот днем слез для вас во все поколения ваши».(11)
Но мы забежали вперед. Возвращаясь к событиям в пустыне, нужно сказать, что после истории с мераглим каждый год 9 ава люди поколения греха будут выкапывать себе могилы и ложиться спать в них, потому что именно в эту ночь предназначено было умирать участникам плача из-за слов разведчиков. Именно в эту ночь каждый год часть из тех, кто ложился в могилу спать, не доживал до утра. На 40-м году блужданий по пустыне они, как обычно, вырыли могилы, но наутро никто не умер. Опасаясь, что они ошиблись с расчетами и пропустили нужный день, люди повторили свои действия на следующую ночь и дальше. Это продолжалось до 15 ава, дня полнолуния, когда стало понятно, что наказание смертью было отменено, поэтому был в тот день праздник в стане Израиля. Настолько счастливый праздник, что соперничать с ним мог только Йом Кипур.(12)
Сноски
- См. Раши, который увидел это путем тщательного анализа текста книг Бемидбар и Дварим.
- Бемидбар 13:18-20
- Бемидбар 13:16
- Бемидбар 13:33
- Комментарий Раши на Бемидбар 13:23
- Бемидбар 14:2-3
- Бемидбар 14:7-9
- Бемидбар 14:29-34
- Комментарий Раши на Бемидбар 14:37
- Бемидбар 14:40-45
- Рабба от имени рабби Йоханана в Талмуде Таанит 29a.
- Талмуд Таанит 30б и комментарий Раши на этот отрывок.