В ежедневном чтении Шма мы говорим: «Возлюби Г-спода, Б-га твоего». Но каким образом возможно полюбить Всевышнего, ведь мы Его не можем увидеть, и Он непостижим?
Чтобы ответить на Ваш вопрос, задумаемся, на чем основывается любовь вообще. Обычно человек любит другого, когда видит в нем проявление совершенства или величия в чем-либо. Это вселяет в сердце человека стремление к ближнему и любовь к нему.
Несмотря на то, что мы не можем увидеть самого Творца и понять Его сущность, мы можем получить какие-то (пусть даже очень скудные – по сравнению с Его истинным совершенством) представления о Нем, задумываясь о Его созданиях, – о величии и чудесной гармонии всего мира, о глубокой мудрости, заложенной в различных законах природы. Основываясь на этом, Рамбам пишет (Законы основ Торы, 2:1-2): «Этого великого и страшного Б-га заповедано любить… Как можно достичь любви к Нему? В тот момент, когда человек изучает деяния Его и чудесные, великие Его создания, и видит в них проявление мудрости, которой нет меры и конца, – тут же он любит, и восхваляет, и возвеличивает, и разгорается желанием постичь великого Б-га».
Из слов в Шма Исраэль наши мудрецы учат дополнительный путь, по которому возможно полюбить Г-спода. Сразу же после упоминания заповеди о любви к Б-гу сказано: «И да будут слова эти (слова Торы) на сердце Твоем». Из этой последовательности наши мудрецы учат, что изучение Торы приводит к любви к Творцу. Мудрецы объясняют, почему, изучая Тору, еврей может достигнуть любви к Творцу: «Изучая Тору, ты познаешь Того, Кто сказал, и был создан мир». Г-сподь в Торе выразил свою волю. Изучая Тору, еврей познает волю Творца и тем самым приближается к Нему, что вселяет в его сердце любовь к Создателю. Этот путь приводит Рамбам в «Книге заповедей» (3-ья заповедь).