«Вот закон: если человек умрет в шатре, то всякий, кто войдет в шатер, и все, что в шатре, будет нечистым семь дней» (Бемидбар, 19:14).
«Только если человек готов пожертвовать своей жизнью ради Торы, будет он успешен в овладении ее знаниями» (Трактат Брахот, 63б)
Машаль (Притча)
Жил когда-то владелец большого магазина. У него было много клиентов, и каждый день он находился в магазине с раннего утра до позднего вечера.
Проблема была в том, что этот человек любил молиться и учить Тору с большой каваной[1]. Но вот беда – он вынужден был проводить в своем магазине столько времени, что это препятствовало его духовному росту.
Так прошло много лет. Владелец магазина состарился и, наконец, задумался: «Если не сейчас, то когда?». И вот однажды вместо того, чтобы помолиться с ранним миньяном и побежать в магазин, он помолился с группой евреев, которые молились медленно, и сел учиться.
Когда его жена увидела, что муж не вернулся домой, она поспешила в синагогу. Обнаружив его за учебой, жена разозлилась и воскликнула: «В магазине полно покупателей, а ты тут сидишь и спокойно учишься! Мы потеряем клиентов!»
Муж ответил ей: «Если бы, не дай Б-г, ангел смерти забрал меня из этого мира, ты бы тоже жаловалась, что магазин полон покупателей, а меня нет? Конечно, нет! Поэтому теперь во время моей молитвы и учебы, представляй, что я уже в будущем мире!»
Нимшаль (Мораль притчи)
Хафец Хаим[2] объясняет: «Гмара учит нас, что если бы человек готов был пожертвовать жизнью ради Торы, он был бы успешен в ее изучении, однако Тора также говорит нам в главе Ваикра (18:5), что изучение Торы добавляет годы жизни – «ве-хай ба-ѓем».
Как можно понять это несоответствие? Об этом и говорится в притче.
Мы жертвуем собой ради Торы, оставляя занятия, связанные с материальным миром, уподобляясь человеку, который уже покинул этот мир и больше не озабочен его проблемами. Только таким образом мы сможем посвятить себя духовности и изучению Торы –то есть тому, что улучшает и удлиняет нашу жизнь.
[1] Кавана – это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди.
[2] Хафец Хаим – рабби Исраэль Меир а-Коэн – крупнейший еврейский религиозный авторитет, духовный лидер еврейства Польши и России 19-20 вв. Основной его труд – «Хафец Хаим» (ивр. – жаждущий жизни).