Вопрос раввину:
Шалом, уважаемый рав Реувен!
У меня такой вопрос. Много написано о том, что радовать жениха и невесту — это сгула¹ на зивуг (нахождение пары), но нигде не указан точный источник.
Вопрос: почему «радовать жениха и невесту» называют сгулой на зивуг и какой источник сгулы?
И еще: ахнасат кала² – если ты не присутствуешь на свадьбе и не танцуешь с женихом/невестой, а даешь цдаку на ахнасат кала и, тем самым радуешь жениха и невесту, будет ли это считаться сгулой на зивуг?
Заранее благодарю!
Ответ:
Я тоже не нашел в святых книгах точный источник на эту сгулу. Однако в Талмуде мы находим другую сгулу (Брахот, 6б): «Всякий, кто радует жениха и невесту, удостаивается Торы». Талмуд учит это из того, что пророк Йермияу в стихе о радости жениха и невесты пять раз упоминает слово «голос» («Голос веселья и голос радости, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «Славьте Господа Воинств»»), а сама Тора была дана пятью голосами (как сказано: «И вот, на третий день, с наступлением утра, и были голоса … и голос шофара сильный весьма… И становился голос шофара сильнее и сильнее, Моше говорил, и Бог отвечал ему голосом»).
При этом не остается никакого сомнения в том, что «радовать жениха и невесту» – это сгула и на нахождение зивуга, даже если на это нет никакого источника. Более того, на это и не нужно никакого источника, ведь наши мудрецы говорят, что Господь воздает человеку мера за меру, то есть награда Творца соответствует поступку человека (Санедрин, 90а). Мишна в трактате Сота (1:9) приводит несколько примеров этому.
Поэтому и человек, который радует жениха и невесту, удостоится найти свою половинку и радоваться на своей свадьбе.
Перейдем к Вашему второму вопросу. Несомненно, что оказание финансовой помощи для свадьбы является выполнением заповеди ахнасат кала, ведь, когда у пары есть достаточно материальных средств, чтобы устроить красивую и почетную свадьбу, радость жениха и невесты увеличивается. Поэтому сгула распространяется и на того человека, который оказал финансовую поддержку.
1.Сгула – это определенные действия, способные посредством воздействия на духовные миры изменить отдельные аспекты нашей материальной или духовной жизни к лучшему.
2.Ахнасат кала – это заповедь выдать невесту замуж, которую мудрецы выделили отдельно из общего правила «Возлюби ближнего как самого себя» (Ваикра 19:18; Рамбам Авель 14:1). Награду за нее человек получает уже в этом мире, прежде всего, это выздоровление от болезней и отмена тяжких небесных приговоров.