«И будешь слушаться голоса Б-га Всесильного твоего и выполнять Его заповеди и законы, которые я заповедаю тебе сегодня».
Дварим (27:10)
В нашем поверхностном поколении мы в большей мере открыты для чуждых влияний окружающего мира. Одна из важных задач, возложенных на нас в этом поколении, — это чтобы разум и знания были сформированы в соответствии с позицией Торы. С их помощью мы будем властвовать и над чувствами. Мы должны абсолютным образом слушаться мнения Торы, и вся система наших взглядов должна быть выстроена в соответствии с ней, а не в соответствии с негативным влиянием окружения.
Главным образом, человек падает в духовном и в материальном из-за одной причины – из-за мысли «как на меня смотрят».
Но человек должен знать: прежде, чем он думает о том, как он выглядит в глазах своего окружения, ему стоит подумать, как выглядит в собственных глазах. Насколько он доволен собой? Насколько превозносит себя и убежден в добре, которое в нем есть? После этого уже можно обратиться вовне и посмотреть, что думают другие.
В комментарии «Сфат Эмет» сказано, что разведчики не просто так говорили: «Мы были в своих глазах, словно кузнечики, и такими же были в их глазах» (Бемидбар 13:33). Если я смотрю на себя как на кузнечика, очевидно, другой будет видеть меня таким же.
Но если я буду видеть в себе большого человека, если буду смотреть на себя как на ангела, как на кое-чего стоящего, мне будет очевидно, что и другие думают обо мне так же. Ведь это то, во что я верю относительно себя.
Мы, сыны Торы, должны верить, что наша Тора – истинное учение, и гордиться самим фактом того, что представляем ее.
Один американский исследователь издал книгу, в которой было представлено 6000 собеседований, которые люди проходили, чтобы устроиться на работу, и в итоге так и не получили работу. В конце он делает заключение: все, кто проходил собеседование, — лжецы, поскольку говорили руководителю то, что он хотел услышать, а не то, что думали на самом деле! Еврей должен быть истинным – говорить то, что думает, и не стесняться.
В Британии около семидесяти лет назад раввином еврейской общины был рав Якубович.
Английская королева устроила большую трапезу. Она пригласила королей, князей и премьер-министров. Поскольку собрались представители многих стран, она попросила прийти также и британского раввина. Рав Якубович сказал ей: «Я еврей, и мне запрещено есть некошерную пищу, поэтому я не могу прийти на трапезу». Королева отправила ему обратное письмо, в котором просила, чтобы рав в точности сказал ей, какой кошрут ему требуется, и тогда она позаботится, чтобы еда была правильной. Рав понял, что уклониться не получится. Он пришел на трапезу, но увидел, что все тарелки выглядят одинаково.
Заведующий дворцом подозвал его, перевернул тарелку и показал, что она вместе со всеми столовыми приборами совершенно новая. Рав уселся за стол. Когда закончили есть первое блюдо, он заметил странное явление: все присутствующие поднялись и стали меняться местами. Он попросил у сидящего рядом объяснений, и тот ответил, что так принято делать, когда заканчивают каждое блюдо. Между подачей новых блюд меняются местами.
Рав Якубович стал думать о том, как выйти из неудобного положения, и решил ради кошрута не стесняться. Он поднял скатерть вместе с тарелкой, стаканом и столовыми приборами и перешел на другое место. Рядом был нерелигиозный еврей, который посмотрел на него с презрением и спросил: «Почему ты остаешься со своей Торой? Посмотри, какой позор ты навлекаешь! Взгляни на меня – я ем вместе со всеми, и все в полном порядке».
После второго блюда пришлось снова переходить на другое место, и опять рав Якубович встал вместе со всей посудой и скатертью. Так он переходил с места на место четыре раза, а когда трапеза закончилась, он встал и поблагодарил королеву.
Внезапно за ним погнался принц и сказал: «Знаете что, я наблюдал за Вами в течение всей трапезы и должен признаться: моя мать – королева, и я видел принцев, князей и глав правительств. Но если здесь и есть кто-то, кого я действительно уважаю, так это Вы, поскольку Вы верны своей правде!»
Тот нерелигиозный еврей увидел, как принц выражает почтение раву. Он подошел к принцу и сказал: «Я тоже еврей!» Но принц удивился на это: «Что?! И ты еврей? Но ты ел то же, что и я! Какая у тебя должность?» Принц записал сведения о том еврее и уволил его с работы. Потом тот еврей пришел к раву и со стыдом признался: «Я смеялся над Вами, но как это говорят в народе: смеется тот, кто смеется последним. Вы шли вслед за истиной, и Вас уважили, а меня унизили. Ваша твердая позиция в соблюдении заповедей, Ваш сильный характер победили английскую королеву со всем ее окружением, и даже меня, старавшегося стереть Тору и понравиться гоям».
Мы живем в поколении, когда, чем больше расширяется внешний круг вокруг человека, тем больше сжимается изо дня в день его внутренний мир. У человека ведь есть богатый внутренний мир: есть желания, мысли и страсти, есть любовь и ненависть. Человек склонен похоронить свои стремления и желания и начать любить то, что любит окружающий мир, ненавидеть то, что ненавидит мир. Он сжимается, не оставляя самому себе даже четырех локтей тишины и правды, как говорит раби Исраэль из Саланта: «Человек живет с самим собой семьдесят лет, но иногда так и не узнает себя. Какой стыд и какое страдание, если человек прожил семьдесят лет, ни разу не присев напротив зеркала, чтобы поговорить с собой и спросить себя: кто же я?»
Рассказывают шутку о человеке, который подумал, что стал мышью. Его из-за этого отправили в психиатрическую лечебницу и уделили ему много времени, чтобы убедить его, что он не мышь.
Через несколько месяцев решили, что он стал нормальным. Дали ему справку о выздоровлении и отпустили домой. Но вскоре он снова прибежал туда.
«В чем дело?» — спросили его.
А он объяснил: «Когда я вышел на улицу, то увидел кошку!»
«И что? Увидел кошку, но ты же знаешь, что ты не мышь». На это сумасшедший ответил: «Я-то знаю, что не мышь, но что будет, если кошка об этом не знает?»