«Мужчиной и женщиной создал их» (Берешит 5:2)
Талмуд в трактате Брахот (61а) задает вопрос по поводу видимого противоречия в словах Торы относительно порядка создания Адама и Хавы. В одном месте рассказывается, что Адам был создан вначале, а только после этого была создана Хава, в другом же месте сказано (Берешит, 5:2): «Мужчиной и женщиной создал их». Отвечает Талмуд, что тут нет противоречия. Изначально Творец задумал создать Адама и Хаву по отдельности, но, в конце концов, создал их вместе, в одном теле, после чего разделил их.
На первый взгляд, Талмуд имеет в виду, что Г-сподь поменял первоначальный план, передумал. Однако, несомненно, такое понимание невозможно, ведь Рамбам пишет («Законы основ Торы», 1:11): «И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни вознесения, ни нисхождения; ни права, ни лева; ни переда, ни зада; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, чтобы для Него определялось начало и конец или возраст. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни, подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости, как у мудреца; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой». Поскольку Г-сподь не существует во времени и нет ничего, что могло бы Его изменить, нет ничего, что могло бы изменить и Его мнение.
Виленский Гаон в комментарии на книгу Мишлей (9:10) объясняет, что в любом месте в словах мудрецов, где упоминается, что Творец задумал что-то одно, а в конце создал другое, под понятием «замысел» имеется в виду конечная цель (ведь всегда конечная цель предшествует в замысле самому действию). А под словами «а потом создал» имеется в виду порядок действий. Виленский Гаон пишет, что этот принцип верен и относительно вышеупомянутых слов Талмуда: изначальная цель при создании мужчины и женщины была в том, чтобы каждый был отдельно. Ведь если они будут в одном теле, не смогут быть помощью один другому. И все же, изначально Творец создал их в одном теле – чтобы у них была большая любовь друг к другу. И только после этого Он разделил их.
Таким образом, Виленский Гаон поясняет стих из книги Мишлей (9:10): «Начало мудрости – Б-гобоязненность». Т. е., страх перед Г-сподом должен быть целью, ради которой человек постигает мудрость. Сказали наши мудрецы в трактате Пиркей Авот (3:9): «Каждый человек, чья Б-гобоязненность не предшествует мудрости, – его мудрость не будет прочной. А тот, чья Б-гобоязненность предшествует его мудрости, – его мудрость будет прочной». Если цель человека при постижении мудрости Торы в том, чтобы понять величие Всесильного и Его законы, он преуспеет в этом, а если нет, то не преуспеет.