Как понять возможность прохождения гиюра? Получается, любой нееврей может стать евреем? Из этого следует что, любой еврей может жениться или выходить замуж за нееврея. Получается, каждый еврей может смешиваться, и достаточно пройти гиюр, и он/она станут евреем? К чему же тогда закон о несмешивании евреев с другими народами…? Разве нееврей может иметь «аидише нешуме»[1], приняв гиюр?
Я ценю Ваши ответы. И хотел бы от вас услышать более содержательный ответ…
Ответ раввина:
Спасибо за Вашу оценку моих ответов. Надеюсь, что не подорву Ваше доверие, утверждая, что об этом вопросе нет никакой необходимости писать пространно. Ведь ответ на Ваш вопрос достаточно прост — действительно, у нееврея есть уникальная возможность стать полностью евреем и получить «аидише нешумэ». Пройдя гиюр, нееврей становится новым человеком. Говорит Талмуд в трактате Йевамот (22 а): «Гер, прошедший гиюр, подобен младенцу, который только что родился». Поскольку гер становится полноценным евреем, геру нет никакого запрета жениться на еврейке, а также гиёрет выйти замуж за еврея.
Конечно же, я полностью понимаю Ваше недоумение. Это, действительно, звучит очень странно: человек может поменять свою национальность? Возможность принять другую религию понятна. Ведь религия это, прежде всего, убеждения человека, и каждый может поменять свои убеждения. Но поменять национальность?! Национальность же никак не связана с убеждениями человека, это генетический факт.
Однако Творец, по Своему великому милосердию, дал такую возможность: пройдя процедуру гиюра в серьёзном раввинатском суде, «сменить» национальность и стать частью еврейского народа. И так пишет Рамхаль (Путь Творца, 2-ая часть, 4-ая глава): «По Своей великой доброте и благоволению постановил Творец и позволил даже “ветвям” других народов при желании своим выбором и своими деяниями выкорчевать себя из своего “корня” и войти в общность “ветвей” нашего отца Авраама, мир ему».
Величие геров в еврейской истории
Стоит добавить, что еврейский народ добился своих высших достижений во многих случаях именно благодаря герам.
Как известно, царь Давид был потомком гиёрет Рут, соответственно, и Машиах (Мессия) будет её потомком. Рабби Акива, благодаря которому не была забыта Устная Тора (см. Талмуд в трактате Йевамот 62 б), был потомком геров (Рамбам в предисловии к Йад а-Хазака, см. также Санедрин 96 б). Рабби Меир, заложивший основы Мишны (см. Санедрин 86 а), был потомком римского полководца Нерона, который принял гиюр (трактат Гиттин 56 а). Руководители своего поколения Шмайа и Автальон, которые, кроме всего прочего, были учителями величайшего еврейского мудреца Гиллеля (см. Пиркей Авот 1, 12), также были герами (Рамбам в предисловии к «Йад а-Хазака», и см. Тосфот Йом Тов на Пиркей Авот, там). Онкелос, который перевёл Тору на арамейский язык и, тем самым, помог большому количеству людей понять многие места в Торе, тоже был гером (в трактате Гиттин 56 б подробно рассказано о его гиюре). Талмуд в Трактате Санедрин (39 б) говорит, что пророк Овадья был гером.
В знаменитом комментарии «Орах а-Хаим» (раздел Ваехи) подробно объясняется, почему эти высочайшие достижения еврейского народа стали возможны именно благодаря герам. Там сказано: среди неевреев есть великие души. И, когда эти люди делают гиюр и приходят, таким образом, в еврейский народ, они приносят с собой много святости.