«И дадут левитам из наследия земли своей города, чтобы жить»
Бемидбар (35:2)
В 408-й заповеди говорится о том, что евреи должны предоставить левитам города, в которых они смогут жить, и эти же города станут городами-убежищами. В «Книге Воспитания» написано об этом так: «Колено Леви – избранное среди остальных и уготованное для служения Б -гу. Их территория была предназначена для того, чтобы стать убежищем каждому, кто совершил убийство по ошибке. Быть может, их освященная земля станет для них искуплением».
А в 342-й заповеди автор «Книги Воспитания» цитирует известный текст Рамбама, в котором говорится, что эти заповеди относятся не только к колену левитов, но и к мудрецам и изучающим Тору в каждом поколении. Когда люди живут по соседству с теми, кто учит Тору, то они не только искупают их грехи и делают им добро, но и заставляют их самих становиться лучше.
Рав Штейнман много раз говорил мэру города Модиин-Илит, раву Яакову Гутерману, что на жителях города и их мэре в особенности лежит большая ответственность: «Ведь главы израильского общества, да и весь остальной мир тоже, проверяют, желая увидеть, сможет ли город, целиком состоящий из изучающих Тору, полноценно функционировать. Вы должны знать, – добавил рав, – что все смотрят на вас с ожиданием: получится ли у города, в котором всё население состоит из ортодоксов, тщательно соблюдающих заповеди, наладить жизнь, руководствуясь исключительно Торой и святостью?»
Когда у вас всё чисто и исправно, это влияет не только на жителей города. Есть также большое влияние и на тех, кто находится далеко, поскольку и они видят славу соблюдающих Тору. И если уж мы упомянули чистоту в городе, требующую, чтобы улицы не были завалены мусором, приведем историю, которая также говорит о мусоре, хотя и с другой стороны.
Рав Аарон Бакшт, бывший одним из учеников раби Йерухама, духовного руководителя ешивы Мир,однажды встретил одного из великих хасидских ребе, и между ними завязался интересный спор, в котором содержался важный аспект в отношении служения Творцу.
Ребе знал, что раби Аарон учился у раби Йерухама, и попросил рассказать ему какое- нибудь открытие в Торе, которое тот слышал за последнее время от духовного руководителя. И действительно, раби Аарон Бакшт повторил речь, которую духовный руководитель произнес в ешиве Мир на тему изречения мудрецов из трактата Авот: «Зависть, вожделение и почести уводят человека из мира», и о том, как избежать этих дурных качеств.
После того, как тот закончил пересказывать речь, ребе обратился к раби Аарону и сказал: «Не понимаю, почему вы всё время занимаетесь… грязью: различными порочными и презренными качествами. Когда я выступаю перед своими хасидами, я побуждаю их стремиться к вещам, находящимися на вершине мира. Я говорю им, что еврей способен достичь высот. И когда они узнают об этом, и эти слова укореняются внутри них, все пороки и дурные наклонности уже сами собой уходят и не могут властвовать над ними».
Раби Аарон Бакшт обратился к человеку, который в ту пору работал духовным руководителем в ешиве Мир в Шанхае – к раву Й. Левинштейну – и спросил его о том, что сказал ребе. «Ведь, на первый взгляд, ребе говорит логичные вещи. Что же я могу ответить ему на это?» – спросил он. Когда духовный руководитель услышал пересказ их беседы, он ответил раби Аарону: «Почему же ты не рассказал ему о доме Сасона?»
История этого «дома» относится ко времени окончания второй мировой войны.Речь идет о еврейском торговце и богатом человеке, которого звали рав Сасон. Он вкладывал деньги в приобретение дешевых участков земли и недвижимости в городе Калькутта в Индии. Затем он продавал их по неоправданно завышенным ценам, и в результате стал обладателем большого богатства.
Однажды индийское правительство сообщило о том, что продается большая территория, на которой находится мусорная свалка. Это случилось после того, как весь мусор и хлам, находящиеся на этой свалке, достигли высоты огромных гор. Учитывая развитие больших городов, расположенных рядом, правительство решило перенести свалку в другое место, а это место продать. Весь мусор был засыпан толстым слоем песка, и место было выставлено на продажу. Нет надобности говорить о том, что не так уж много желающих нашлось для совершения такой покупки. А вот еврейский торговец рав Сасон был очень опытным и уже издалека «почуял» большие возможности и огромный потенциал, заключенный в этой покупке. Он приобрел данную территорию у правительства.
Удалив оттуда весь мусор, он начал возводить там жилые строения, но вот беда! Как только начали строить первое здание, инженеры, к своему удивлению, обнаружили, что фундамент проседает под землю. Каждый, кто изучал трактат Бава Батра, знает причину этого. Гмара говорит, что запрещено строить рядом с мусорной свалкой, поскольку земля там впитывает тепло и влагу от всех скопившихся отходов и из-за этого становится рыхлой. По этой причине фундамент домов, которые строил рав Сасон на той территории, осел и разрушился.
Духовный руководитель неслучайно рассказал эту историю раби Аарону Бакшту.«Иди к ребе, сказавшему тебе, что он предпочитает говорить о «высоких вещах» и не пачкаться словами о пороках и недостатках, и скажи ему: в том месте, где есть мусор и грязь, невозможно строить здания. Такие сооружения не простоят долго и погрузятся под землю».