Недельная глава Ваелех (Дварим, 31)
Наша история не всегда была радужной. Были у нас умиротворение, достойная жизнь и духовное величие, но также мы пережили ужасные изгнания, разруху и преследования. В последний день жизни Моше Бог говорит ему, что случится с евреями, когда они оставят Бога.
«И сказал Господь Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ и блудно следовать будет за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним.
И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: Не потому ли, что нет Бога в среде моей, постигли меня эти бедствия?»1
Эти резкие слова предназначались не только для того, чтобы предупредить еврейский народ о горьких последствиях их отказа соблюдать заповеди. Возможно — и это еще более важно! — цель сказанного заключалась в том, чтобы люди правильно поняли и приняли тяжкое изгнание.
Естественной реакцией на «злоключения многие и беды» будет для людей то, что они решат, будто Бога «больше нет среди нас». Однако, как сказал Бог Моше, такой вывод был бы категорически неверным:
«Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим».2
Мы по сей день существуем в мире как евреи, потому что из поколения в поколение люди понимали эту истину: изгнание — не отсутствие любви и присутствия Бога, а только сокрытие Его благодати.
«Я же сокрою лицо Мое в тот день», — говорит Бог, и еврейский народ понимает, что сокрытие Лица — это ни в коем случае не отказ от них. Они чувствовали присутствие Бога даже в самых трудных обстоятельствах.
А потом пришли мистики, которые поняли, что все человеческое существование зависит от Бога и нет места без Него.
Когда они исследовали тьму, то поняли, что, хотя присутствие Бога в ней не явлено, Его сущность все же присутствует там.
Они поняли, что самая сильная весть в стихе «Я же сокрою лицо Мое в тот день» не в том, что Бог устранится, но в том, что Он полностью будет присутствовать даже внутри сокрытия.
Каждый год этот отрывок читают незадолго до Рош а-Шана и Йом Кипура. Это период, когда мы занимаемся самоанализом и ищем искупления и духовного улучшения, оглядываясь назад на моменты радости и вдохновения, но также и на темные моменты и боль прошлого года.
Тора учит, что именно в моменты сокрытия есть возможность достичь самой глубинной точки в нас самих, нашего ядра.
Когда не чувствуем вдохновения, возбуждения или энтузиазма, мы должны понимать, что сокрытие — это инструмент, побуждающий нас проникнуть глубже в себя, войти в контакт со своим ядром. И это позволит нам обнаружить, что внутри сокрытия мы можем получить доступ к глубочайшей Божественной силе и, в конечном итоге, обратить тьму в свет.3
Сноски
- Дварим, 31:16-17.
- Дварим, 31:18.
- Ликутей Сихот, Ваелех, т. 9, сиха 1