Отрывки из книги «Источник жизни. Свиток Эстер». Этот отрывок был адаптирован для читателей сайта и публикуются с некоторыми сокращениями.
«И было в дни Ахашвероша. Тот Ахашверош…».
Так переводит этот стих Йонатан: «И было в дни Ахашвероша. Тот Ахашверош, в дни которого прекратилось строительство Храма… Из-за совета злодейки Вашти, дочери мерзавца и безбожника, сына Невуходнецара. И за то, что не позволила строить Храм, была приговорена к казни голой…».
Видится мне, что это было «мера за меру».
«В те дни, когда воссел царь Ахашверош на трон царства его, которое в Шушане–столице» (1:2).
Сказано в Мидраш Раба (1:10): «»В те дни» – это одно из мест, где ангелы-служители подавали петицию, обращаясь к Всевышнему: Господин мира! Храм разрушен, а этот злодей сидит и пьянствует!»
В комментарии Эц Йосеф автор так объясняет это: «Они писали Ему, не дерзнув произнести это устами». Возможно, здесь источник обычая писать Всевышнему записки. (Мы видим это у Стены Плача. В глубине души люди чувствуют, что далеки, и не дерзают говорить с Всевышним, как ребенок с отцом. Поэтому пишут Ему. И следует приветствовать этот обычай). (…)
…Из слов мудрецов мы учим, что царь называется «сидящим на троне», когда народ принимает на себя ярмо его царства. И когда Ахашверош почувствовал, что народ принимает его царство, и он «садится на трон», он устроил пир.
…В главе «Бешалах» (Шмот 17:16) сказано: «И сказал: ибо рука на троне Всевышнего – война у Всевышнего с Амалеком, из поколения в поколение». (…) И трон Его не может быть совершенным, пока Амалек противится царству Всевышнего. И только когда Амалек будет побежден, царство Всевышнего утвердится, и трон Его будет совершенен.
«…множество дней, восемьдесят и сто дней» (1:4)
Сказано в мидраше (Эстер Раба, 2:2): «»множество дней» – дни страданий. Это как в стихе: «И было в те многие дни…» (Шмот 2:23) – разве это было «многие дни»? Только из-за того, что это были дни страданий, называет их писание «многими»».
На первый взгляд, те дни не были днями страданий. Ведь пир произошел на третий год царствования Ахашвероша, а приказ об уничтожении вышел только на седьмой. Но, видимо, и эти дни названы днями страданий, потому что приговор был вынесен именно за то, что евреи наслаждались пиром Ахашвероша.
Выходит, когда приговор был объявлен, стало ясно, что и дни пира были днями страданий. А еще, возможно, уже в те дни страдали Мордехай и другие праведники поколения, и из-за них они названы так. А в дополнение можно объяснить и на основании сказанного ранее в мидраше, что Ахашверош «Отменил служение в Храме, и когда они увидели это, начали стенать: «Ой нам! И было во дни Ахашвероша…»». Это и было страданием.
Еще там сказано, что он использовал для пира храмовую утварь, и горе глазам, которые это видели!
«И поили из золотых сосудов, а сосуды от сосудов отличались. И вино царское великое [в изобилии], как рука царя » (1:7).
Сказано в трактате Мгила (12а): «»И вино царское великое», – Сказал Рав: это сообщает нам, что каждого поили вином, старше его годами». Видится мне, что этим Ахашверош хотел выказать каждому личный почет. Поэтому, каждому дал нечто особенное – только для него. Это было частью «Делать каждому по желанию его» – приблизить их к себе.
«А питье, согласно закону [каждого] – без насилия. Ибо так установил царь, всем начальникам дома его – делать каждому, по желанию его» (1:8).
Известно, что сказано в трактате Мгила (12а). По мнению учеников Рашби: «Из-за чего евреи в том поколении были приговорены к уничтожению? Из-за того, что наслаждались пиром того злодея».
Есть комментаторы, объясняющие, что нарушенный ими запрет относился к запрещенной еде. И это удивительно, ведь мудрецы прямо сказали, что никого не заставляли есть запрещенное ему. Смотри, что говорит мидраш (Эстер Раба, 2:13): «Рав сказал – «без насилия» – не было принуждения пить запрещенное вино». То же самое следует из продолжения Гемары: «»делать каждому, по желанию его» – сказал Рова: делать так, как хотели Мордехай и Аман». А Раши объясняет в этом месте, что именно они были виночерпиями на этом пиру. Отсюда ясно, что было исполнено и желание Мордехая не заставлять есть запрещенную еду.
Но видится мне, что на самом деле это сильнейший аргумент в пользу рассматриваемого объяснения. Именно это и стало причиной сурового приговора – указание Ахашвероша никого не принуждать. Если бы иудеев заставляли нарушить запреты Торы, возможно, это заставило бы их сопротивляться. Но Ахашверош хотел именно усыпить бдительность и поэтому приказал не принуждать ни в коем случае.
Однако на пиру было и запрещенное вино – для всех, кто только пожелает, и атмосфера полной свободы. На этом они и попались – согрешили и пили. Пойми это.
«А питье — согласно закону [каждого] – без насилия…».
Объясняет Гемара (Мгила, 12а): «Что означает «согласно закону»? – Сказал раби Ханан от имени раби Меира: согласно закону Торы. Как закон Торы гласит, что еды должно быть больше, чем питья, так и на пиру того злодея еды было больше, чем питья». И объясняет это Раши: «»Согласно закону Торы» – еды на жертвеннике было больше, чем питья. Бык и три исарона тонкой муки – еда и возлияние половины гина вина».
Что заставило Ахашвероша поступать согласно закону Торы? Какой в этом был для него смысл?
Это можно понять согласно пространному объяснению в Мгилат старим (3:9). Все устремления Ахашвероша и Амана сводились к тому, чтобы погрузить землю в нечистоту. В полную противоположность Храму, сутью которого было низведение на землю святости, Ахашверош и Аман хотели устроить на земле храм нечистоты. Поэтому, они скопировали на своем нечистом столе порядок «еды» в Храме.
«И отказалась царица Вашти прийти по слову царя, которое [было передано ей] евнухами. И разъярился царь очень, и гнев его пылал» (1:12).
Очевидно, что главной причиной гнева было не само ослушание его приказу, а то, что оно было публичным. Она проявила дерзость перед его слугами, и это сделало ее отказ особенно позорным и возмутительным. Именно это подчеркнуто в стихе словами «которое [было передано ей] евнухами». И тоже самое дальше (16): «Каков закон – что сделать царице Вашти за то, что не исполнила слова царя Ахашвероша, [переданные ей] евнухами».
«И отказалась царица Вашти… И очень разъярился царь, и гнев его пылал в нем».
Сказано в Гемаре (Мгила, 12б): «Почему она не пришла? Сказал раби Йоси бар Ханина: учат, что она покрылась проказой. (…)
«И разъярился царь очень» – почему гнев разгорелся в нем так сильно? Сказал Рова: послала она ему [ответ]: “Конюх отца моего, мой отец пил, как один на тысячу, и не пьянел, а этот муж напился своим вином”. И тут же воспылал в нем гнев».
Непонятно, почему она не ответила правду, что просто не может прийти? В конце концов, он все равно узнает об этом! Может быть, она ответила ему правду сначала, а он, из-за опьянения не понял. Поэтому она передала ему слова: «а этот муж напился своим вином» – и не понимает, что ему говорят. Тогда и воспылал его гнев.
«И приблизились к нему Каршна, Шетар, Адмата, Таршиш, Мэрэс, Марсна, Мэмухан – семь князей Персии и Мидии, допущенные к лицу царя, сидящие первыми в царстве».
На слова «Сказал Мэмухан перед царем и князьями» (17) сказано в Гемаре (Мгила, 12б): «Отсюда мы учим, что простолюдин выскакивает первым». И объясняет это Раши: «»Отсюда мы учим, что простолюдин выскакивает первым» — ведь Писание назвало его последним, значит, он был самым незначительным, и он выскочил [со своим советом] первым».