В недельной главе Ваелех, Моше передает мантию лидерства Иешуа. Жаль, что этого так и не увидел Корах. Поднятое им в пустыне восстание выражало протест против мнимого непотизма со стороны Моше Рабейну: Моше – вождь, его брат Аарон – первосвященник, и т.д. Однако когда Моше вручает самый высокий пост – называет своего преемника, – этот пост переходит к Иешуа, человеку абсолютно со стороны, без каких-либо семейных или политических связей, который просто оказался наиболее подходящей кандидатурой.
Нечто подобное мы видим и в отношении Шауля, когда он становится первым царем Израиля: он появляется неизвестно откуда. Бог повелел пророку Шмуэлю назначить его царем, однако никто – в том числе и Шмуэль – никогда о нем не слышал.
То, что евреи ценят в лидере, существенно отличается от того, что мы наблюдаем во всем остальном мире. Лидера выбирают не за красноречие. Если бы Моше Рабейну пришлось вести дебаты с Обамой, он не имел бы шансов на успех. Он избран не за привлекательность для электората и не за фактор «мгновенной привлекательности», который так хорошо смотрится в ежевечерних новостях.
Еврейских лидеров выбирают по совершенно другим причинам. Их выбирают за смирение. У Моше и Шауля была одна общая черта: ни один из них не был заинтересован в получении высокого поста. И именно это делает их идеальными кандидатурами.
Лидеру очень непросто отличить свое стремление служить людям от стремления служить самому себе. Стремление к почестям и власти – вот две наиболее мощных силы, известных человечеству, и поддаться соблазну очень легко. Если лидера одолевают эти стремления еще до вступления в должность, потом бороться с ними станет еще труднее.
Моше и Шауль обладали таким качеством, как скромность; это означает, что им не нужны были ни власть, ни почести, которые давал высокий пост. Заняв его, оба они посвятили себя исключительно служению своему народу. У демократии великое множество преимуществ, однако один из ее существенных недостатков, практически повсеместно, заключается в том, что высоких постов в основном достигают люди, которые служат самим себе.
Мудрецы рассказывают нам, почему Иешуа был достоин стать лидером: он мог оставаться в комнате для занятий по вечерам и прибираться, не считая это ниже своего достоинства, потому что делалось это во имя служения народу. Он делал то, что было нужно, и тогда, когда это было нужно, не оглядываясь на то, что подумают люди.
Таков истинный лидер. Очень жаль, что в наши дни таких нет.