Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Бог — мужчина или женщина?

Для того, чтобы понять проявления Бога в мужском и женском образе, нам следует войти в контекст трансцендентных связей с реальностью.

Один из наиболее привлекательных образов, используемых для Всевышнего, — это его мужское или женское проявление. Однако чаще всего мы обращаемся к Нему, используя форму мужского рода. Почему? И можно ли вообще называть Бога, используя форму женского рода «она»?

В то время как определение рода и половой принадлежности Творца не имеет для Всевышнего абсолютно никакого значения, ибо у Создателя нет тела, тем не менее, существуют причины для использования данных родовых аллегорий.  Давайте вникнем в суть непростого иносказания, лежащего в основе этой идеи.

Бананы и идентичность

Прежде чем перейти к рассматриваемому вопросу, мы должны задать другой: Почему мы вообще используем понятие «образ», чтобы описать непостижимость Всевышнего? Разве это не кажется таким языческим!?

Однако люди безнадёжно зависимы от материального мира. Наша способность думать в абстрактных понятиях без привлечения предметности материального мира в качестве основы – настоящая   иллюзия. Мы обращаемся к слову, чтобы передать идеи, которые гораздо выше возможности нашего понимания, и обманываем самих себя, заставляя думать, что, если нам удобно употребить то или иное слово, следовательно, нам полностью понятна идея, которую оно передаёт, или идея, которая за словом стоит.

Выполните упражнение: закройте глаза и представьте себе три банана, не разделяя их на три группы (два вверху, один внизу) и не считая их. Очень легко, правда?

А сейчас проделайте то же самое с семью бананами. Помните: нельзя группировать и считать. Большинству будет трудно выполнить это задание. Если Вы попробуете представить себе 12 бананов, разбросанных в полном беспорядке, это задание окажется для нас совсем невыполнимым.

Если Вы не видите 12 бананов, тогда Вы не совсем понимаете идею бесконечности и всесилия.

 

Перефразируя Маймонида (в первой части его известного труда «Путеводитель растерянных»), скажем так: если вы не видите 12-ти  бананов, тогда у Вас нет достаточной базы для понимания таких определений, как «бесконечный» и «всесильный».

Наблюдения Маймонида проникнуты иронией, но они довольно честны и объективны в понимании человеческой природы.

Нам невероятно нужны конкретные образы, нужно очеловечивание Всевышнего, антропоморфизм. И хотя антропорфизм, как правило, рассматривается как вынужденно  «примитивное» представление о Боге, тем не менее, он присущ всем описаниям внешних проявлений Бога (называются его лик, глаз, взор, рука, нога), описаниям его действий (он сидит на небесах, видит, говорит и слышит) и чувств (гнев, досада, смех, (не)удовлетворённость).

Безусловно, в подобных выражениях можно увидеть художественный образ,  метафору: как же по-другому  человек способен передать свои ощущения, чувства человека?!.

По этой же причине Тора открыто говорит нам, что у Бога нет формы, и в то же время указывает на уже «очеловеченные», конкретные черты Творца: например, сильная рука Бога и Его наблюдательные глаза и взор.

А теперь давайте перейдём к нему/ней. Книга Зоѓар постоянно пользуется понятиями половой идентичности. Она подчеркивает, что единство Бога бывает двух видов, при этом ссылается на людей, в которых такое единство проявляется. Две физические сущности характеризуют мир: женская и мужская,  — и они выступают в качестве живой метафоры для осознания двух путей, благодаря которым Божественное присутствие становится видимым.

Талмуд и мистики используют фразу «Святой, Благословен Он» как мужскую характеристику, а слово «Шхина» (Божественное присутствие) как женскую. Давайте войдем в глубинный смысл этих понятий.

 

Мужской образ: Трансцендентный свет

Бог,  как в мире, так и над миром. Он постоянно с нами и далеко над нами. Мы используем фразу «Святой, благословен Он», когда рассуждаем о трансцендентном свете, аспекте Божественной сущности, который находится над нами. Эта фраза описывает природу Божественного вмешательства, чудес и диалога.

Почему мы используем мужской образ?  В философской книге на арабском языке врача, поэта и философа рабби Иеѓуды Ѓалеви. Кузари автор объясняет, что мужские половые органы являются внешними по отношению к телу, что делает отсылку к мужскому роду приемлемой именно тогда, когда Божественное присутствие проявляется во «внешнем» состоянии.

Что имеется в виду под «откровением»? Создатель обращается к нам через дарование Торы, которая открывает нашему сознанию Его волю и мудрость. И когда Он делает своё присутствие ощутимым, мы удостаиваемся большого откровения.

Обычно свет остается скрытым от нас, ибо он над нами. В рамках философского обобщения этого мира можно сказать, что то, что в обычной ситуации остаётся невидимым для большинства людей, находится прямо у нас перед глазами.

Эта «невидимость» может быть до такой степени буквальной, что иногда Всевышний нарушает все законы природы и показывает нам, что есть что-то большее, о чем мы не догадываемся. В качестве примера можно привести историю рассечения вод Красного моря, когда Творец описывается, как «воин». Творимые Им чудеса были очевидны даже для самых неверующих и циничных людей.

Божественный свет может также влиять на мысленный образ, который фиксирует наше сознание, наше  внутреннее «я». Например, когда была дана Тора, то есть произошло Божественное откровение перед целым народом на горе Синай, метафорическим образом, идентифицирующим Создателя, в воображении народа сохранился «мудрый старец».

В самом простом смысле, свет, который Всевышний создал в первый день, сказав: «Да будет свет» (Берешит 1:3), был началом творимого мира.

Действительно, все видимые вмешательства Всевышнего в Его Творение имеют мужскую природу. Это и есть «Святой, Благословен Он».

 

Женский образ: Всепроникающий свет

Присутствие Создателя ощущается не только вне, над его созданиями, но также и внутри них самих. Женские половые органы скрыты, как внутренние органы тела, и невидимы для посторонних глаз, вот почему слово «Шхина« женского рода и это слово описывает Божественное присутствие внутри каждого из нас.

Внутренняя природа Шхины сокрыта, сокровенна и невидима. В другом, видимом аспекте, она может принимать формы духовного озарения, вдохновения и осознанности. Ее присутствие сложно описать словами. Однако в реальной действительности внешняя, вербальная природа речи в определённой степени скрывает и в то же время определяет внутреннюю природу Шхины.

Иногда некоторые определённые места в этом мире являются символами и знаками Шхины. Книга Зоѓар говорит нам, что в главе о сотворении человека обстоятельство места «в саду» указывает на явление Божественного присутствия. Скрытое присутствие Бога пронизывало Ган Эден. Наоборот, самым не Богобоязненным временем в истории человечества были времена Ноаха и допотопная эпоха. Мир опустился до уровня, когда черта, отделяющая человека от животного, невероятно истончилась, до такой степени, что её практически не было видно. Зоѓар описывает это состояние как пренебрежение Шхиной: « Шхина была отодвинута в сторону».

 

Внутренняя природа Шхины скрыта, сокровенна и иногда невидима.

В нашем мире, есть места, где искра Божественности, которая вдыхает жизнь в любое создание, может ощущаться на более глубоком уровне. Такова природа женщины: Божественное присутствие в женской душе намного более глубоко, чем в мужской или любого другого сотворенного существа. Следовательно, Земля Израиля — глубокое внутреннее проявление Божественного присутствия, — является женской формой Всевышнего.

И хотя у каждого человека есть Божественная душа, мы можем упасть так низко, что больше не будем ощущать присутствия Шхины. Такое угнетенное состояние духа человека и возможной неосознанности происходящего есть галут Шхины . Она здесь, но мы больше не чувствуем Её присутствия. Несмотря на галутное состояние духа, мы не вправе терять надежду, ибо Всевышний обещал всегда быть с нами. Божественное присутствие описывается в Книге  Зоѓар, как переживания матери, которая парит над своими детьми, прикрывает их и никогда не покидает. Как следствие обещания Всевышнего Израилю, — никогда не покидать Его народ, — искра Божественности всегда остается среди евреев.

 

Единство и исправление

И всё-таки, как мы разобщены! Как же далека от нас Шхина и как каждый из нас одинок в своем эгоцентризме и чувствительности и закрыт для других и по отношению к самому себе?! Но как сильно мы жаждем открыть Божественное присутствие в нас самих и во всём мире и обладать трансцендентностью хотя бы на несколько минут.

Как достичь близости к всепроникающему Божественному свету? Где обрести Шхину (Божественное присутствие)?

 

Есть два способа. Один — в действии, другой — в чувствах.

На уровне действия, каббалисты добавляют потрясающую фразу о необходимости медитации перед молитвой или перед исполнением мицвот. Эта фраза буквально говорит нам, что «поступки, которые мы собираемся совершить, объединят Святого, Благословен Он, со Шхиной «.

Это означает, что внешние действия, которые Творец повелел нам (молиться, учить Тору, делать мицвот) пробудят Его присутствие среди нас. Ничего из того, что мы делаем, не может быть более важным, чем приведение Божественного трансцендентного света в наше сознание и наш мир.

Наши поступки объединят Святого, Благословен Он и Шхину.

Другой способ — чувства. Когда мы позволяем себе переживать духовный подъем и настоящее возвышенное стремление духа, дверь, которую мы благодаря этому способны открыть, — это дверь к глубочайшему источнику  — Божественному присутствию внутри нас. Этот поток может быть открыт благодаря нашей мотивации — нашему  «желанию хотеть».

Благодаря таким поступкам и переживаниям, мы будем удостоены единения с Божественными атрибутами. Наш внутренний и внешний свет сольются воедино. Это слияние станет зарей «нового света над Сионом», которого мы так горячо ждём.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет (1)
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому