Сказано в Торе:
«Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя: Я – Б-г» (Ваикра, 19:17).
Не мстить, то есть не отвечать злом на зло, не хранить злобу, даже в сердце не хранить обиду. Поэтому человек сможет быть справедливым и совершать добрые дела с полным сердцем, несмотря на то, что другой человек согрешил против него. А если товарищ должен ему, можно обратиться в еврейский суд и получить причитающееся согласно законам Торы. Таким образом, уменьшатся ссоры и раздоры в еврейском народе, и умножится среди нас любовь, единство и мир.
Вопрос. Какие области охватывает запрет мести и хранения злобы?
Ответ. Есть мнение, что этот запрет относится только к имущественным вопросам, но если кто-то причинил человеку физическую боль или моральную обиду, можно помнить эту обиду и даже отомстить при случае. По крайней мере, отказ от мщения в такой ситуации – это поведение праведных людей (Сефер Яреим, СМаГ, СмаК). С другой стороны, есть мнение, что запрет относится ко всем видам обиды – физической, имущественной, моральной и т.д. (см. Сефер Хинух, Рамбам). Хофец Хаим склоняется ко второму мнению.
Вопрос. Относится ли этот запрет к самому моменту обиды?
Ответ. Не относится. Если тебя начинают обижать или бить, то можно ответить. Не только в целях защиты, но и сразу после нанести ответное действие все время пока ты находишься в состоянии «разгоряченного сердца». Тоже самое относится к оскорблениям. Мы находим в Шулхан Арухе, что только начинающий платит штраф, но не отвечающий, потому что невозможно слышать оскорбления и не отвечать. Однако мудрому человеку стоит быть осторожным и не гневаться сильно. Но если человек сможет сдержаться и не ответить, так как опасается разгневаться слишком сильно, то это очень достойное поведение. Все вышесказанное относится к товарищу, но по отношению к отцу и матери человек обязан молчать и не отвечать (по книге Мишпатей Ашалом).